Нужно отличать: для чего существует товарный знак и как его получить

Читать на сайте radiosputnik.ru

Оглавление

Товарный знак
Для чего нужен
Виды
Словесный
Изобразительный
Объемный
Комбинированный
Более редкие виды
Как проверить товарный знак
Как зарегистрировать товарный знак
Подача заявления и получение одобрения
Образец заявки
Стоимость, а точнее размеры госпошлин
Срок действия и продление
Что нельзя регистрировать как товарный знак
Ответственность за незаконное использование товарного знака
Регистрация товарного знака дает право использовать его самыми разными способами и помогает снизить риски. Как это делается, в какие сроки и что подразумевает проверка при оформлении этих средств индивидуализации, узнаете из материала радио Sputnik.
Не халявщик, а партнер: за что делают паушальный взнос при покупке франшизы

Товарный знак

По науке относится к средствам индивидуализации. Это обозначение, которое позволит людям отличать вашу продукцию от всей прочей.

Для чего нужен

Если товарный знак должным образом зарегистрирован, то он как бы страхует ваши вложения в раскрутку собственного бренда. Оформленный знак попадает под защиту закона, никто не может себе его присвоить. А значит, можно вкладывать в рекламу, маркетинг и так далее, не боясь, что плодами этого воспользуется кто-то еще.
Кроме того, товарный знак является активом, он может иметь свою цену, а значит – выступать в качестве взноса в совместных предприятиях, закладываться, продаваться или передаваться по лицензии.
Зарегистрированный товарный знак позволяет избежать ситуации, при которой выясняется, что кто-то оформил такое средство индивидуализации раньше вас и по закону может предъявить вам претензии. Это может быть, например, реальный предприниматель, о котором вы просто не знали, используя незарегистрированный знак в своем бизнесе, или так называемый патентный тролль. Эти дельцы заранее регистрируют знаки, а потом выискивают тех, кто использует их без оформления и предлагают купить свой зарегистрированный знак или предъявляют претензии. Кстати, вы сами можете так делать, если у вас все будет по закону.
Наконец, наличие знака – один из способов попасть на полки крупной сети или на маркетплейс.
Резюмируя: знак как средство индивидуализации регистрировать не обязательно, можно просто его придумать и пользоваться им, но в таком случае вы сильно рискуете. Поэтому лучше оформить его надлежащим способом и спать спокойно.

Виды

Бывают самые разные: от простых до весьма изощренных и редких. В России можно зарегистрировать 14 видов товарных знаков.

Словесный

Самый простой вид – название. Его можно писать как-то по-особенному: специальным шрифтом или цветом, но в любом случае, если зарегистрируете, то конкуренты не смогут позаимствовать "ваше" слово или фразу, написав ее иначе, чем у вас.
Подвидом может быть имя, как у Филиппа Киркорова, например, или Николая Баскова, многих других знаменитостей.

Изобразительный

Эмблема, картинка.

Объемный

Обычно это какая-то специальная упаковка: особые коробочки, флакончики или бутылки. Или же трехмерные фигуры.

Комбинированный

Картинка с надписью.
Студия информационного агентства и радио Sputnik

Более редкие виды

Цветовой: если придумаете свой цвет или цветовую комбинацию.
Осязательный: надпись шрифтом Брайля.
Звуковой: мелодии, музыкальные заставки, звуки, шумы.
Позиционный: когда логотип наносится на определенную часть объекта.
Обонятельный: определенный запах.
Световой: световые сигналы разной последовательности и длительности свечения. Используются, например, в наружной рекламе.
Голографический: голограммы.
Изменяющийся: мультимедийные изображения, видеозаставки.
Вкусовой: как правило добавки с определенным вкусом.

Как проверить товарный знак

Самый простой способ – обратиться к профессионалам – патентным поверенным. Это юристы, специализирующиеся на вопросах интеллектуальной собственности, для таких профессионалов обязательно профильное высшее образование, 4-летний стаж работы в этой сфере, они сдают специальный экзамен. Естественно, их услуги будут не бесплатными, зато так надежнее.
Можно попробовать самостоятельно: либо через сайты, которые оперируют открытыми базами, либо платно – по базе Федерального института промышленной собственности. Чтобы разобраться в результате проверки, который может быть довольно обширным списком, тоже лучше обратиться к специалисту.

Как зарегистрировать товарный знак

Опять же, самый простой, но платный вариант – обратиться к поверенному. Либо все делать самому, но и в этом случае придется платить разные виды госпошлины.
Сейчас регистрировать товарные знаки могут юридические лица и индивидуальные предприниматели. С 29 июня 2023 года это право появится и у простых граждан, в том числе самозанятых.
Мужчина подписывает документы

Подача заявления и получение одобрения

Заявление подается в Роспатент – лично, по почте, а также через Госуслуги или сайт ФИПС. В последних двух случаях понадобится квалифицированная электронная подпись.
Кроме заявления потребуется заявляемое обозначение, его описание, согласие на обработку персональных данных, а также перечень товаров или услуг, для которых регистрируется товарный знак. Для этого используется Международная классификация товаров и услуг (МКТУ). В ней 45 классов, нужно указать, в каких именно регистрируется знак. Если ваш знак зарегистрирован в определенных классах, другая компания может оформить такой же, но в других, это касается, например, словесных обозначений. Исключение здесь – общеизвестные бренды (должны быть признаны таковыми Роспатентом по определенным критериям), они закрепляются за одним правообладателем по всем классам.
Затем следует этап экспертиз Роспатента. Сначала он проводит формальную проверку – на предмет правильности оформления документов, на это отводится месяц. Затем идет экспертиза по существу, когда оценивается само обозначение – проверяется его оригинальность и соответствие установленным требованиям. Этот этап длится до года. Процесс можно сократить до пары месяцев за дополнительную плату, но только для словесных знаков.
В регистрации может быть отказано по самым разным причинам, деньги в этом случае не возвращаются. Недочеты, выявленные в процессе можно исправлять, отказы – оспаривать.
Если же все прошло удачно, то знак регистрируется, сведения о нем публикуются в официальном бюллетене, а заявитель получает свидетельство – на это уходит еще пара месяцев.
Весь процесс может занять до полутора лет.

Образец заявки

Есть на сайте Роспатента: образцы заявок, заявлений и ходатайств и примеры их заполнения.

Стоимость, а точнее размеры госпошлин

Размер госпошлины составляет 3,5 тысячи рублей за регистрацию заявки и ее учет в пяти классах МКТУ или меньше. Каждый дополнительный класс – плюс тысяча рублей. Сюда же входит формальная экспертиза. При подаче заявления в электронном виде – на 30% дешевле.
Экспертиза по существу в одном классе стоит 11,5 тысячи рублей, каждый дополнительный – плюс 2,5 тысячи. 94 тысячи за ускоренную процедуру проверки словесного обозначения.
За регистрацию товарного знака вы заплатите 16 тысяч, плюс 4 тысячи рублей за выдачу свидетельства.
За каждую правку придется отдать 2,8 тысячи рублей.
За обжалование отказа – 13,5 тысячи.

Срок действия и продление

Правовая охрана зарегистрированному товарному знаку предоставляется на 10 лет, после чего нужно подавать заявление на продление. По факту, с учетом всех сроков, лучше подавать через 9 лет после получения свидетельства. Продлевать защиту можно неограниченное количество раз. Правовая защита общеизвестного знака по времени не ограничена.
Если не подается заявление на продление защиты обычного знака – его защита прекращается. То же самое происходит, если закрывается ИП или юридическое лицо, на которое зарегистрирован знак. Интеллектуальную собственность можно передать другому лицу, но если речь идет о ликвидации первоначального правообладателя, то сначала надо передать права, а уже потом закрывать его.
Если товарный знак не используется в течение 3 лет, его защиту могут аннулировать через суд те, кому он нужнее, чем правообладателю.

Что нельзя регистрировать как товарный знак

То, что очень (как говорят профессионалы "до степени смешения") похоже на уже зарегистрированные (или заявленные на регистрацию) знаки – это касается обозначений однородных товаров (в другом классе МКТУ такое возможно). Правило "однородности" не действует для общеизвестных знаков, их нельзя копировать в любом случае, например, обозначение Coca-Cola для штанов, например, не зарегистрируют, так как это знак общеизвестный.
Некие наборы букв, не несущие смысловой нагрузки, поскольку они, как считается, не несут "различительной способности", то есть никак не идентифицируют товар или производителя.
Государственные символы.
Названия международных и межправительственных организаций и их символы.
Общепринятые символы и обозначения (красный полумесяц, например).
То, что вводит в заблуждение.
То, что характеризует товары, указывая на их качество, вид, свойства и прочее – "Лучший йогурт", "Распрекрасный сыр" и так далее.
Словарь
То, что состоит только из неохраняемых элементов (таких слов, которые широко используются в обычной жизни: "обувь", "одежда", "техника" и так далее, эти элементы будут признаны неохраняемыми).
То, что противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали – в 2012 году Роспатент отказался регистрировать знак "ШИРЕ ХАРИ" на том основании, что он содержит жаргонное слово, а это сочли нарушение принципов морали. (Право интеллектуальной собственности, учебник под. ред. Л. А. Новоселовой, Москва, Юрайт 2017)
То, что тождественно известному произведению искусства или науки: в 2014 году суд признал правоту Роспатента, отказавшегося регистрировать знак "Тихий Дон". (Право интеллектуальной собственности, учебник под. ред. Л. А. Новоселовой, Москва, Юрайт 2017)
То, что нарушает права иного лица на имя, псевдоним или изображение.

Ответственность за незаконное использование товарного знака

Гражданско-правовая: правообладатель имеет право требовать уничтожения контрафактного товара и выплаты компенсации до 5 миллионов рублей.
Административная: за использование чужого знака штраф составит до 200 тысяч рублей (для юридических лиц) плюс конфискация товара. За изготовление товара под чужим знаком – штраф в пятикратном размере от стоимости такого товара (для юрлиц) плюс конфискация продукции и оборудования для ее производства.
Уголовная (применяется, если ущерб превысил 250 тысяч рублей): крупные штрафы плюс наказание вплоть до лишения свободы на разные сроки в зависимости от тяжести преступления: 2, 4, 6 лет.
(Бес)ценные бумаги. Что такое депозитарные расписки
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем