"(Императору) Павлу не нравится все, что связывалось с его матушкой. Он переименовывает Севастополь в Ахтиар, Екатеринослав – в Новороссийск. Образуется Новороссийская губерния (было Екатеринославское наместничество). Собственно, эта территория продолжает развиваться ни шатко ни валко, потому что при Павле много денег не давали", – сказал Михаил Мягков в эфире программы Владимира Мединского на радио Sputnik.
"Ришелье стоял вместе с (Осипом) Дерибасом у истоков развития Одессы. Строился город по заранее намеченному плану. И постепенно, но неуклонно Одесса становится вровень даже с Петербургом, потому что она резко набирает обороты именно в торговле с иностранными государствами. Здесь юг, здесь торговля хлебом, сюда прибывают товары из Италии, Франции, даже из Северной Америки, тогда еще не освободившейся от Англии. По сути дела, разворачивается серьезная торговля со всем миром", – пояснил историк.
"В этом году мы отмечаем 250 лет со дня первого раздела Польши, который назвать разделом со стороны России было бы слишком сильно. Что получила Россия? Это восток Белоруссии. Ту территорию, которая когда-то еще была в тылу Древней Руси – Полоцкое княжество, исконно русские земли. Россия вернула часть от них, и то очень малую – вся остальная Белоруссия лежала под Польшей. А самый главный, жирный кусок – Галицию – получила Австрия... Инициатором раздела Польши был Фридрих II Великий. Ему необходимо было Поморье, чтобы соединить две прусские земли – Восточную Пруссию и Западную Пруссию. А соединяя, он взял те территории, которые в Польше были самые развитые экономически. Если жирный кусок в смысле населения – это отхватил австрийский император, то самые торгово развитые территории и по доходу – порядка 80% дохода Польша получала от Данцига и Поморья – отходили Пруссии... Екатерина пошла на это, потому что в противном случае эти два немецких государства поделят все без нее. И вскоре прусские или австрийские войска окажутся под Витебском", – добавил Михаил Мягков.