Дауншифтинг – по-прежнему популярная тема. Но сейчас его определение ушло далеко от первоначального значения, в том числе в России. Что значит быть дауншифтером и что это дает человеку, узнаете из материала радио Sputnik.
Дауншифтинг
Само слово, обозначающее это явление, было запущено в оборот в начале 90-х годов прошлого века. С тех пор дауншифтинг оброс множеством смыслов, изначально не предполагавшихся теми, кто ввел этот термин в обиход. А само явление породило вокруг себя самые разные мифы. Попробуем разобраться во всем с начала и восстановить справедливость.
История развития
В статьях, посвященных дауншифтингу, часто встречается имя американской журналистки и писательницы Сары Бен-Бреннок. В конце 1991 года газета Washington Post опубликовала ее колонку с размышлениями на тему нового явления в американском образе жизни – стремление во что бы то ни стало сделать успешную карьеру уступило место желанию людей работать так, чтобы это не вредило семейной жизни и личным интересам человека. Бен-Бреннок часто приписывают изобретение самого термина "дауншифтинг", и тут сразу можно вычислить человека, который ее колонку не читал. Ведь в самом начале материала Сара оговаривается, что впервые это слово было использовано другой журналисткой – Эми Зальцман в ее книге "Downshifting: Reinventing Success on a Slower Track". Вольно это можно перевести как "Дауншифтинг: переосмысление успеха при неспешной карьере".
В статье речь всего-навсего шла о том, что необязательно отождествлять успешность со стремительным продвижением по иерархической лестнице на работе. Что есть и другие ценности – семья, общественная деятельность, личные увлечения. И что все больше и больше американцев это осознают.
Тут важен контекст – книга и публикация появились в период очередной рецессии в США, когда росла безработица. С одной стороны, колонка как бы успокаивает читателя, заставляя задуматься о более правильных жизненных приоритетах, а с другой – предсказывает, что все больше и больше людей будут приходить к пониманию того факта, что для того, чтобы жить хорошо, необязательно в лепешку разбиваться на работе и света белого не видеть из-за карьеры.
© AP Photo / Matt Rourke
Мужчина в защитной маске у закрытого магазина в Филадельфии
А еще делается важная оговорка: речь отнюдь не идет о том, что непременно надо бросить все и куда-то уехать. Просто – притормози с работой, помни, что выше головы не прыгнешь. Но именно идея радикального изменения жизни и укоренилась почему-то в связи с понятием дауншифтинга, вопреки тому, что под ним понималось изначально.
С тех пор как только это явление не трактовалось. И как резкий уход в другую сферу деятельности, и как переезд куда-то, где лучше, чем там, где мы есть, и как смена образа жизни на экологичный вплоть до ухода в коммуну единомышленников, и как сильное сокращение расходов ради того, чтобы меньше работать, и как поиск религиозного прозрения, а то и как все это вместе взятое.
Как видим, к исконному дауншифтингу (дословно "понижение ступени в коробке передач", для заднего хода используется другой термин – "reverse gear") это отношения не имеет. Тем не менее, именно более поздние и одиозные коннотации дауншифтинга всерьез и обсуждаются с тех пор в СМИ и даже в академической среде.
Основные принципы и образ жизни
На самом деле Эми, Сара и те, кто еще высказываются в колонке, имели в виду следующее:
· работа не должна полностью поглощать человека;
· постоянное продвижение по карьерной лестнице – не единственное мерило успешности в жизни;
· спокойная жизнь может быть и интересной, и насыщенной, и содержательной;
· счастье – не в вещах, и даже не в их количестве или престижности; богатство – не главное;
· воспитание детей, забота о старших родственниках, личные увлечения, саморазвитие, участие в общественной жизни и забота об окружающей среде – новые приоритеты "повзрослевших" американцев;
· для этого совсем необязательно начинать с нуля на новом месте;
· жить по средствам (а не в кредит) – это нормально.
Плюсы и минусы
Здесь все субъективно. Для кого-то такие приоритеты являются единственно верными. Карьерист же посчитает их обычной отговоркой неудачника. В конце концов, каждый вправе сам решать, что для него важнее на разных этапах жизненного пути.
В любом случае, непреложной истиной остается тот факт, что любой карьерист рано или поздно упрется в потолок и задастся вопросом: ну и что дальше? Или: а зачем все это было?
С другой стороны, нельзя же исключать, что тот, кто стремится много зарабатывать и ставит это в качестве своего приоритета, может строить карьеру на такой работе, которая приносит обществу пользу: создает рабочие места, предлагает людям полезные продукты и нужные услуги. Карьерист может и не быть одержим потреблением, никто же не мешает ему заниматься благотворительностью и жертвовать львиную часть заработанного нуждающимся. Просто здоровым подходом в этом случае будет разумная забота о себе, хотя бы для того, чтобы не выгореть и не бросить полезное дело ради того, чтобы удариться в удовольствия. Хотя и в этом случае все относительно – удовольствие для одного – часто источник средств к существованию для другого. В туризме, индустрии развлечений занято огромное число людей, и они тоже не порадуются, если вдруг резко снизится поток тех, кто просто бежит от реальности или снимает стресс от работы. Производство товаров роскоши, кстати, тоже кормит много семей и помогает сохранению традиционных промыслов.
С минусами можно столкнуться в том случае, если ты выбрал дом и семью, а суровая реальность такова, что ей вдруг перестало хватать на то, чтобы кушать, одеваться, учиться и лечиться. Так что истинный дауншифтинг – это удел тех, перед кем не стоит вопрос выживания и добывания средств к существованию, это выбор того, кто, условно, может пожертвовать покупкой вещи от кутюр в пользу масс-маркета, чтобы не брать лишний раз работу на дом. Но никак не того, у кого напряженка с источниками денег в принципе.
Кроме того, работодатель может не оценить ваш новый подход к труду и ваши новые приоритеты и найдет кого-то менее одухотворенного, но более лояльного компании.
Как стать дауншифтером
Причины выбора философии
Можно к этому прийти осознанно, а можно и вынужденно. В первом случае нужно понять, что для вас важнее – карьера или семья с личными интересами. И просто анализировать с этой позиции, что сулит тот или иной поворот карьеры. Если вы не жертвуете ради нее свободным временем, возможностью побыть с семьей, заняться любимым делом – вы уже дауншифтер.
© Depositphotos.com / Vitalinka
Мама с детьми
Вынужденный же дауншифтинг наступает тогда, когда у вас просто нет возможности добиться от карьеры большего, чем у вас получается на данном этапе, хотя может быть и хочется. Тогда вспоминаем про вечные ценности и находим утешение в них (опять же, если не стоит вопрос выживания). Если стоит, то придется что-то круто менять, идти работать за меньшие деньги или на менее престижную должность и снижать потребление. Но это уже будет не про дауншифтинг – это просто приспособление к новой реальности через смену работы, на которой не факт что останется время на себя и семью.
На практике под дауншифтингом часто понимается возможность работать так, чтобы поменьше трудиться и побольше отдыхать. Считается, что этому может поспособствовать "монетизация хобби", открытие своего дела и так далее. Но нет гарантий, что эти занятия не поглотят вас полностью, и тогда это будет не дауншифтингом, а опять-таки просто сменой работы.
Короче, чтобы стать дауншифтером, надо понять, что из материальных благ, зарабатывание на которые выжимает из вас соки, вам реально не нужно, и отказаться от них, тем самым высвободив время на себя и семью.
Какую работу выбрать
Скорее, здесь уместно говорить не о выборе работы, а о выборе работодателя. Если он вменяемый, по-человечески относится к сотрудникам, платит нормальные деньги, а все процессы хорошо отлажены, то к такому и нужно идти, а в какой сфере – вопрос второй. Вот только реально ли это? В конце концов, нормальный работодатель никак не заинтересован в текучке, авралах, выгорании и демаршах сотрудников.
Еще практика показывает, что на самом деле высококлассных специалистов ценят и идут им навстречу в плане предоставления гибких и комфортных условий труда, стараются предотвратить выгорание и даже могут устроить длительный отпуск, перерыв в карьере. Так что чем круче вы специалист в какой бы то ни было отрасли, тем больше шансов, что удастся заполучить хорошие условия труда. Но это в теории. Действительность может быть другой, например, если работников больше, чем работы.
Считается, что человек, трудящийся на фрилансе или имеющий свое дело, ближе по духу к дауншифтингу. Отчасти это так, поскольку работа на себя позволяет работать не тогда, когда скажут, а когда удобнее тебе. На практике же самозанятость, творческие специальности, IT или предпринимательство отнюдь не гарантируют стабильного дохода и комфортных условий: как потопаешь, так и полопаешь. Но по крайней мере, ты сам будешь себя контролировать. Только вот не каждый способен эффективно это делать...
В какие страны поехать
Да в какие хочется. Еще раз, дауншифтинг – это не про путешествия или бегство куда-то от чего-то. Это про отношение к материальным потребностям и карьере.
На практике же, те, кто считают себя дауншифтерами, выбирают те страны, где подешевле, и где можно не сильно потерять в уровне жизни, снизив уровень дохода (хотя истинный дауншифтер, как мы помним, снижает еще и запросы). Среди самых популярных направлений для как бы дауншифтинга, а по факту для удаленки, жизни на пассивный доход или просто прожигания накоплений – Индия (Гоа), Таиланд, Камбоджа, Индонезия (Бали), Чили, Аргентина, Эквадор, некоторые балканские страны. Принцип простой: где потеплее, побюджетнее, но без разгула криминала и с приличной инфраструктурой.
Дауншифтинг в России
Энтузиасты едут в деревни, объединяются в экопоселения, занимаются фермерством, ремеслами, помогают друг другу воспитывать детей. Как вариант – переезд в более бюджетное жилье, менее престижный район, на периферию, в провинцию и так далее. В идеале ближе к природе. Главное – опять-таки, чтобы был стабильный доход.
Известные дауншифтеры
Та же Сара Бен-Бреннок пишет в своей колонке об американском писателе XIX века Генри Дэвиде Торо. Вдохновившись идеями Жан-Жака Руссо, он больше двух лет прожил в уединении в лесной хижине, возделывая огород и предаваясь размышлениям о подлинных ценностях. Еще обычно в этом контексте упоминают Будду Шакьямуни, который будучи принцем, ушел из дворца ради достижения просветления, римского императора Диоклетиана, променявшего власть на огород, Поля Гогена, бывшего банкиром, а ставшего великим художником и, конечно, Льва Толстого.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм–канале.