Если бы не второе китайское изобретение, мы бы ещё долго царапали слова на шкурах и костях, пекли глиняные таблички, чтобы отбить на них телеграмму, и посылали матерчатые письма. Но однажды один изобретательный китаец замесил в кипящей воде вторсырье.
Его звали Цай Лунь. В историю он вошел как "бумажный бог". С 15-ти лет служил евнухом при дворе императора династии Хань. Занимался дворцовым арсеналом – разрабатывал новое оружие, а затем переключился на поиск простого способа долговечного хранения данных. Экспериментировал с полосками из бамбука и свитками из шелка. Озарение пришло, когда Луню исполнилось 55. Он смешал и растер волокна тутового дерева, золу, пеньку, рыболовные сети и старые тряпки. Смесь долго находилась в горячей воде, вынималась ситом, встряхивалась. Потом эту мягкую массу намазывали, как пасту, на доски и клали под пресс. Затем вынимали, сушили в формочках на солнце, и чудо произошло: родилась бумага!
В 105-м году Цай Лунь представил императору Хэ-ди свое изобретение: ровный, плотный, чистый лист.
Секрет его производства Поднебесная объявила государственной тайной и тщательно охраняла. Ничего похожего на китайскую бумагу не было нигде почти семь веков. Но случился военный конфликт с арабами: они взяли в плен двух китайских бумагоделов, и коммерческая тайна утекла в мир.