Узнать за 90 секунд

Пещерные тайны: кто позировал доисторическому художнику

Читать на сайте radiosputnik.ru
Сразу было ясно – рисовал хомо сапиенс. Изображения фауны поражали точностью, словно животные приходили на сеансы позирования. В сентябре 1940 года на юге Франции обнаружили знаменитую теперь пещеру Ласко.
Открыть ее помогла буря, которая с корнем вырвала вековую ель. Глубокий лаз исследовали мальчишки. Их находка моментально стала сенсацией. Археологи довольно быстро установили возраст наскальной живописи: в середине XX века ей исполнилось почти 20 тысяч лет. А дальше начали множиться загадки.
Во-первых, это была цветная живопись. Во-вторых, поражало мастерство живописца. Если бы не анализ красок, можно было бы заподозрить мистификацию. Уж слишком современно сработано. Где-то художник обводил контуры, где-то, напротив, растушевывал края; умело работал с оттенками цветов. А главное, идеально соблюдал пропорции животных, написанных в натуральную величину. Он даже схватил выражение морд всех этих мамонтов и бизонов, зубров и медведей, оленей и кое-кого из вымерших, похожих на единорогов.
Третье удивительное – это то, что изображения покрывают не только стены длиной 250 метров, а и потолки. Но как к ним подобраться – на высоту почти 30 метров!, – если ничего не знать о строительных лесах? Притом самые эффектные рисунки – именно на потолках: художник сумел создать впечатление перебегающих со стены на стену зверей. Наконец, до сих пор непонятно предназначение галереи. В темноте ее рассмотреть невозможно. Кроме того, рисунки есть и в самых узких местах разветвленной пещеры, там, куда взрослому человеку не то что протиснуться – заглянуть невозможно.
Одни ученые считают, что пещера создавалась для ритуалов перед охотой, так как многие звери изображены пронзенными стрелой. Другие оспаривают эту версию: жертв охоты – несколько десятков, а животных, которые спокойно плещутся в воде, пасутся на лугу или идут по лесу, сотни! Третьи предлагают считать пещеру местом торжественных собраний во время летних праздников – чем-то вроде доисторического Дома культуры, где можно отдохнуть, пообщаться друг с другом и насладиться искусством. Четвертые называют художника шизофреником, который невесть как забирался на высоту или лез в расщелину исключительно из страсти к рисованию. Он не выполнял заказ и ничего никому не собирался показывать. Его просто время от времени "накрывало", и он не мог сопротивляться вдохновению.
Обсудить
Рекомендуем