Сказано в эфире

"Подводный" флот империи. За что поставлен памятник Затопленным кораблям?

Читать на сайте radiosputnik.ru

Оглавление

Памятник затопленным кораблям
Описание
Высота
История
В честь какого события возведен
Значение символов
Скульптор
Интересные факты
Информация для туристов
Как добраться
Памятник Затопленным кораблям в Севастополе находится в самом центре города и служит одним из его главных символов. Какому историческому событию посвящен монумент и кто его строил, узнаете из материала радио Sputnik.
Королевский размер. Версальский дворец как предмет зависти

Памятник затопленным кораблям

Знаковое для севастопольцев и военных моряков место напоминает о событиях Крымской войны, когда для защиты города пришлось пойти на крайние меры и принести в жертву часть флота.

Описание

В 23 метрах от набережной Приморского бульвара из вод Севастопольской бухты высится рукотворная скала из гранитных (по другой версии из диоритовых – этот камень прочнее гранита) плит. Из скалы вырастает диоритовая (тут уж точно) колонна, на которой восседает бронзовый двуглавый орел, обращенный в сторону моря. В клюве птица, увенчанная императорской короной на Андреевской ленте, держит венок из лавровых и дубовых листьев. К его верхней части прикован якорь. На груди у орла – щит с Георгием Победоносцем. Также со стороны моря раньше была закреплена бронзовая мачта, но она не сохранилась. К суше обращен барельеф с изображением затопления кораблей, а на пьедестале высечена надпись: "ВЪ ПАМЯТЬ КОРАБЛЕЙ ЗАТОПЛЕННЫХЪ въ 1854 и 1855 г.г. ДЛЯ ЗАГРАЖДЕНIЯ ВХОДА НА РЕЙДЪ".
Частью монумента является и подпорная стена набережной напротив – там установлены два якоря с упомянутых кораблей. В народе стена называется "расстрельной", здесь также установлена мемориальная доска в память о казни в 1905 году революционных матросов крейсера "Очаков". Но это другая история.
Памятник затопленным кораблям в Севастополе

Высота

Общая высота – почти 17 метров, из них около семи приходится на колонну.

История

Император Николай I любил доминировать, в том числе на мировой арене. Но переоценил возможности державы, что продемонстрировала Крымская война. Формально она началась из-за спора о том, кто должен контролировать церковь Рождества Христова в Вифлееме. Царю предложили компромисс, но величие помешало пойти на незначительные уступки, и в 1853 году началась Крымская война, в которой сплелись геополитические приоритеты ведущих держав, экономические интересы, цивилизационные установки и просто обиды с амбициями сильных мира сего. Против России сплотились Османская империя, Англия и Франция. Плюс Австрия с Пруссией, которые хоть и не воевали, но считалось, что могли, и тоже оттягивали на себя силы.
Поначалу Россия успешно воевала только с оттоманами, но потом к ним присоединились англосаксы и потомки галлов (а также Сардинское королевство), и удача отвернулась от Санкт-Петербурга. Ключевым событием войны стала оборона Севастополя, продолжавшаяся 11 месяцев.

В честь какого события возведен

К середине XIX века Черноморский флот России считался лучшим в мире парусным флотом. Он успел успешно повоевать и с турками, и с персами, и с кавказцами. Но ключевое слово тут "парусный". Противники по Крымской войне преуспели в создании более маневренных и быстроходных кораблей на паровой тяге, а российские корабли, если не позволяла погода, даже не могли выйти в море. К тому же на стороне коалиции было и численное превосходство – 34 линейных корабля (это такие огромные боевые суда, на которых было под 100 пушек, а то и больше), 55 фрегатов (большинство паровых) против 14 парусных линейных кораблей, 6 фрегатов и стольких же параходо-фрегатов. Летом 1854 года российские ВМС оказались заблокированы в бухте. При этом с суши город был укреплен не очень хорошо. Что делать? Начальник штаба флота вице-адмирал Корнилов предложил с честью погибнуть, бросившись на врага всеми силами. К счастью, такой подход не возобладал, и кораблям нашли лучшее применение – затопить на входе в бухту, чтобы враг там не проплыл. С "подводного" флота снимали пушки и экипажи и отправляли на сухопутный театр боевых действий.
В итоге для защиты рейда 11 сентября (23 по новому стилю) 1854 года на дно пустили пять линейных кораблей и два фрегата. В ноябре-декабре к ним присоединились еще три корабля, а в феврале 1855 года – новую линию заграждения чуть поодаль образовали еще шесть кораблей. Ну а по итогам героической обороны города, продлившейся 349 дней, утопили и остатки флота – чтобы не достался врагу. Всего на дно отправилось около сотни кораблей, после войны дно от них будут чистить 10 лет.
Памятник затопленным кораблям в Севастополе, Украинская ССР.
Почему нельзя было оставить корабли на плаву, чтобы они помогали восьми мощным береговым батареям? В августе 1853 года их проверили – пустили по ветру пустой старый купеческий бриг и начали по нему стрелять с берега. Судно спокойно проплыло мимо, не получив больших повреждений, и село на мель. А вот в стенах фортов просто от пальбы пошли трещины.
Зато идея с затоплением сработала – противник попытался пройти импровизированное заграждение, но быстро отказался от этой затеи и больше к ней не возвращался. Это дало городу больше времени на сопротивление, которое все же было сломлено.
В результате войны Россия лишилась права держать на Черном море флот и крепости, но Николай I этого так и не узнает – войны он не пережил, оставив преемнику, по собственному признанию, "команду не в лучшем виде". В 1871 году ограничения отменят, но Черноморский флот все равно не восстановится вплоть до начала XX века.
Тем не менее, величие тех событий не давало покоя властителям, и 50-летие обороны решили увековечить. Защитникам города строились памятники, среди них был и монумент Затопленным кораблям возле второй линии заграждения. Но отметить так, как было задумано, не получилось из-за новой войны, на этот раз не c коалицией крупных держав, а с маленькой Японией. Так что открытие памятников получилось немного скомканным – решили провести одну скромную церемонию 27 сентября (10 октября) и как бы открыть все монументы сразу, в том числе и памятник кораблям. Царь не приехал, ему было не до того из-за революции, которая через 12 лет похоронит империю.

Значение символов

Один из видов колонн, ставившихся со времен античности – ростральные колонны. Это отдельно стоящие сооружения, которые украшались рострами – носами кораблей, как правило, поверженного противника. В Российской империи такие колонны тоже ставили, в основном в честь побед над турками. Как минимум одно из таких сооружений – Чесменская колонна, построенная в 1774-1778 годах в центре Царскосельского пруда в Санкт-Петербурге в честь победы в одноименном сражении, увенчана орлом из герба России. Гордая птица ломает полумесяц – символ Турции.
В случае с колонной в Севастополе, венок, который держит орел, состоит из дубовых и лавровых листьев. Первые символизируют мужество, а вот вторые как раз победу и триумф.
Ребенок прыгает с парапета набережной в Севастополе

Скульптор

Над памятником на завершающем этапе работал эстонский скульптор Амандус Адамсон. За несколько лет до этого по его проекту в Таллине появился монумент в память о погибших в кораблекрушении моряках броненосца "Русалка". После Адамсону доверят грандиозное сооружение в честь 300-летия дома Романовых в Калуге, которое так и не построят из-за падения императорского дома. Сам же скульптор считал своей главной работой памятник погибшим в войне за независимость Эстонии, открытый на кладбище в Пярну в 1922 году. В 1945 монумент был взорван, но его восстановили в 1993 году.
Что же касается памятника в Севастополе, то идея колонны с орлом, держащим венок, принадлежала военному инженеру Фридриху Энбергу, он же впоследствии занимался технической стороной дела, по его проекту еще построен музей-панорама "Оборона Севастополя". Над этим же сооружением работал и архитектор Валентин Фельдман, его также причисляют к авторам памятника кораблям. Известно, что Фельдман корректировал проект, в частности, "поставил" колонну на искусственную скалу.

Интересные факты

Памятники чаще принято ставить людям, а не вещам. Но на входе в Севастопольскую бухту были затоплены несколько действительно примечательных кораблей. Среди них – фрегат "Флора", который вышел победителем из первого в истории сражения парусника и пароходов. А также линейный корабль "Ростислав", уничтоживший в Синопском сражении батарею неприятеля.
Были затоплены и корабли, с которыми связаны курьезы. Так, линкоры "Селафаил" и "Уриил" двинулись было к Синопу, но дали течь и вернулись на базу. Правда, перед несостоявшимся походом оба выдержали сильный шторм.
В разное время у памятника было около 20 вариантов названий, но большинство из них отсылали именно к кораблям, а не к морякам.
Памятник без серьезных повреждений пережил землетрясение 1927 года, революцию, когда его пытались свалить, но безуспешно, и Великую Отечественную войну. Несколько раз его реставрировали, главное проблемное место – подводная часть сооружения.

Информация для туристов

В море возле памятника традиционно купаются, а на набережной отдыхают и занимаются физкультурой. Это вызывает споры – одни считают, что для этого есть пляжи, другие говорят, что ничего страшного в этом нет.

Как добраться

Метрах в ста от памятника находится остановка "Площадь Нахимова". Туда ходит с десяток маршруток (№№1, 5, 12 и прочие), два автобуса (№92, №94) и 8 троллейбусов (№№1, 3, 4 и другие).
Пространство для воображения. Путь Парфенона от символа красоты к руинам
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем