Первые 50 лет ее берегли. А потом ей вдруг пририсовали бикини. И понеслось. Мало кого вандалы любят так, как "Русалочку" – бронзовую скульптуру девушки на груде камней у воды. Она появилась в гавани Копенгагена августовским днем 1913 года.
Датчане сразу признали "Русалочку" своим талисманом: нет в Дании человека, который не знал бы андерсоновскую сказку о морской принцессе. Эдвард Эриксен создавал скульптуру с большой любовью – лепил со своей жены. К счастью, чета Эриксенов не дожила до того момента, когда "Русалочка" стала объектом нападений.
Ей дважды отпиливали голову и один раз руку. Ее взрывали и затем поднимали со дна с разбитым коленом. Без конца реставрировали, подновляли, отмывали, возвращали на место – издевательства возобновлялись. При высоте памятника 125 сантиметров это было нетрудно сделать. На русалочку надевали то водолазную маску с трубкой, то респиратор, то хиджаб; к ее рукам привязывали секс-игрушки; ее перекрашивали то в красный, то в зеленый, то в ядовито-розовый, а то и в два цвета сразу: белый и голубой. А со временем и вовсе превратили в рупор идей неформалов.
По разнообразным отметинам на "Русалочке" можно было узнать, например, что феминистки отмечают 8 марта или что сквоттеры Копенгагена возмущены их силовым выселением из самовольно захваченных домов. По милости вандалов морская принцесса протестовала против китобойцев на Фарерских островах и за освобождение из тюрьмы курдского лидера – всего не перечислить.
Привязанность вандалов к определенному произведению искусства напрямую связана с его известностью в мире. "Русалочке" в этом смысле не повезло: она слишком популярна. Конечно, ее охраняют законы Датского королевства. Но вандальная "любовь" оказывается сильнее.