Узнать за 90 секунд

Павел Чичагов: адмирал, упустивший Наполеона

Читать на сайте radiosputnik.ru
Восьмого июля 1767 года родился Павел Васильевич Чичагов, сын адмирала Василия Яковлевича Чичагова, героя русско-шведской войны 1788-1790 годов.
Сын пошел по стопам отца. Император Александр I благоволил Чичагову, в 1802-1811 годах Павел Васильевич занимал пост министра морских сил. Хотя, в отличие от отца, относился критически к русскому флоту. Он считал, что "русский флот, созданный умом Петра I, мог существовать только им одним. Так как он - ни в духе народном, ни вызван потребностями государства".
Во время Отечественной войны Чичагов, командовавший Дунайской армией, должен был преградить остаткам армии Наполеона путь на Березину и не выпустить его из пределов России.
Березина стала последним актом трагедии под названием Отечественная война. От 600-тысячной Великой армии, которая некогда, победоносно трубя, вступила в пределы Российской империи, назад возвратилась лишь жалкая кучка оборванных и замерзших мародеров. Французы до сих пор употребляют слово "Березина" как синоним полного провала и катастрофы...
В сражении при Березине Наполеон потерял 35 тысяч человек плененными, ранеными, убитыми, утонувшими и замерзшими. Русские потери оцениваются в 8 тысяч.
И еще. При Березине мы могли взять в плен самого Наполеона. И всю вину за то, что этого не случилось, возложили на адмирала Чичагова. Но, с другой стороны, еще Денис Давыдов указывал: Чичагов лишь отчасти виноват в "чудесном" спасении Наполеона. Во-первых, адмирал исполнял приказ Кутузова. А, во-вторых, и это главное - Чичагов не смог бы противостоять французским силам из-за их подавляющего превосходства.
Но есть еще один аспект, который редко обсуждается, но он весьма важный: а если бы Наполеон попал в русский плен, что с ним делать? Тут возникла бы масса политических проблем с непредсказуемыми последствиями. Ведь фактически большая часть Европы оставалась под властью корсиканца, и на тот момент не существовало никаких проектов о будущем устройстве Старого Света. С кем вести переговоры? С пленным? Потом скажут, что все решения Наполеона были приняты по принуждению. И так далее. Вот если бы Наполеон утонул в Березине, тогда было бы все проще. Можно было бы вести переговоры с какой-никакой политической группировкой, которая взяла бы власть в Париже.
В русском обществе Чичагова объявили чуть ли не изменником. Осуждаемый всеми, он вышел в отставку со значительной пенсией, уехал за границу, принял британское подданство и уже более в Россию не возвращался.
Обсудить
Рекомендуем