Как складывались отношения между Литвой и Русью в 14 веке: был ли антагонизм между ними или страны существовали в едином культурно-коммуникационном пространстве? Кто такие казаки и из кого формировалось казачество на Дону? Как создавалась Литовское государство и что послужило основой для него? Что означает слово "Орда"? И как Дмитрий Донской начал борьбу по освобождению Руси от татаро-монгольского ига?
Ответы на эти и другие вопросы в диалоге Дмитрия Рогозина и Евгения Спицына.
Евгений Спицын (о российско-литовских отношениях в 14 веке – прим.): прав Александр Сергеевич Пушкин, для этих бродячих монахов, которых мы бы сейчас упрекнули в не патриотичности, большой разницы нет, где выпить и на чем сыграть: на гудке или на гуслях. Хотя есть любопытные вещи, которые тоже наводят на размышления. К примеру, когда при Данииле Александровиче, это самый младший сын Александра Невского, Московское княжество получило Можайск, а это было порубежье, в том числе с Литвой, то именно тогда родилась знаменитая поговорка: "загнать за Можай". Или, как тогда говорили, "к черту на куличики". А почему "к черту на куличики"? Потому что тебя загонят туда, "где Макар телят не гонял", а Макар – это никто иной, как черт.
Евгений Спицын (о "дроблении" религии – прим.): литовские князья начали играть на особой нелюбви к такому ставленнику Константинополя, как митрополит Киприян. Ведь Дмитрий Донской Киприяна на московский престол не пустил. И он сел не где-нибудь, а в Киеве, который тогда стал центром. Что сделал Константинополь? Он тогда повел себя подло, как и сейчас. Территория Древней Руси была едина в конфессиональном плане. То есть, православное население, во главе стоит митрополит, который посылается константинопольским патриархатом. Так Константинополь начинает играть на политических противоречиях и делит русские земли на две метрополии.
Продолжение эфира программы слушайте здесь.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.