Сказано в эфире

Иисус велик: как строили статую Христа-Искупителя в Рио

Читать на сайте radiosputnik.ru
Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро по праву является визитной карточкой Бразилии. Где именно находится монумент, как складывалась его история и кто помогал стране возводить огромное изваяние, узнаете из материала радио Sputnik.
Гора Фудзи и окрестности: что нужно знать путешественнику
Статуя Христа-Искупителя в Бразилии. История
Католическая церковь Бразилии, которая и владеет сейчас памятником, однозначно утверждает, что идея его строительства появилась в конце XIX века и принадлежит принцессе Изабел Браганса – дочери императора Педру II и наследнице престола. В отсутствие монарха она исполняла функции регента и в мае 1889 года, когда папа поехал подлечиться в Европу, подписала документ об окончательной отмене рабства в стране. Сторонники упразднения этого отвратительного явления превозносили Изабел до такой степени, что предложили поставить ей статую на семисотметровой горе Корковаду ("горбун"). В то время там уже находилась смотровая площадка, откуда открывались захватывающие виды на тогдашнюю столицу Бразилии, и туда была проложена небольшая железная дорога.
Будучи человеком скромным и набожным, Изабел такие почести отринула и взамен предложила инициаторам поставить на горе Корковаду статую Иисуса Христа. Но саму идею эту монаршая особа почерпнула у духовного лица – священника-миссионера Педро Боса. По его задумке, Христос своей позой должен был как бы призывать всех ступить на путь истинный.
В Париж были отправлены бразильские дворяне, чтобы заказать там проект и постройку статуи. Предполагалось, что сооружение будет бронзовым, а его высота составит 15 метров. Но истории было угодно распорядиться иначе – в стране началась революция, монархия была упразднена и о проекте на время забыли.
Вернулись к нему вновь в 1921 году – влиятельные горожане решили, что статуя была бы хорошим подарком Рио-де-Жанейро на столетнюю годовщину независимости страны (1922 год). В прессе началась кампания по сбору средств, к которой присоединилась церковь и верующие-католики. Всего в результате было собрано больше двух миллионов бразильских рейсов (около 250 тысяч долларов по тогдашнему курсу).
Вид на гору Корковаду и статую Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро
Концепцию статуи Христа с распростертыми объятиями предложил художник Карлос Освальд, хотя в первоначальном варианте проекта постаментом должен был служить земной шар. Также рассматривалось изображение Иисуса с крестом в одной руке и земным шаром в другой.
Реализовывать проект было поручено самому высокопрофессиональному на тот момент во всей Бразилии инженеру Эйтору да Силве Кошту и французско-польскому скульптору Полю Ландовски – он моделировал голову и руки, а после 1925 года их дорабатывал румынский ваятель Георге Леонида. Работы начались уже в 1922 году. На месте строили стальной каркас, а саму статую делали по частям из железобетона во Франции.
Примечательно, что в процессе руководивший строительством Эйтор Леви обрел веру – с ним на площадке произошел несчастный случай, в результате которого инженер оказался на волосок от гибели – чуть не упал в пропасть со строительных лесов. Но на подмогу пришли рабочие, Леви выжил и стал католиком. Кошту также был атеистом и принял католичество уже в зрелом возрасте, правда, связано ли это с каким-то драматичным происшествием или нет, история умалчивает.
В октябре 1931 года все было готово – статую торжественно открыли и освятили. Уже в наши дни к ее подножию стали вести лифт и эскалатор, а в постаменте открыли небольшую часовню.
Особенности и архитектура
Статуя стала первым масштабным изваянием Христа в мире. Высота пьедестала составляет 8 метров, самой скульптуры – 30 метров, размах рук – 28 метров (левая указывает на северную часть города, правая – на южную), весит конструкция 635 тонн.
Монумент выполнен в господствовавшем в то время стиле ар-деко, среди его характерных черт – строгая закономерность и смелые геометрические линии, что мы и наблюдаем в фигуре Искупителя, по форме представляющей собой крест.
Уже в процессе строительства возникла идея обшить статую покрытием из талькохлорита. Этот минерал, которым изобиловали окрестности, легко поддается обработке, но в то же время обеспечивает хорошую защиту от негативного воздействия окружающей среды. Над облицовкой из небольших треугольных плиток работали женщины, некоторые вырезали на камне имена своих родных и возлюбленных.
Над накидкой, в которую облачен Иисус, расположено рельефное сердце, в его внутреннюю часть уверовавший Леви вложил свиток с именами членов своей семьи.
Внутри статуя полая, там есть тесные проходы и лестницы, по которым можно забраться наверх – в плечах и предплечьях статуи проделаны люки, через которые можно выйти наружу.
У подножия статуи – смотровая площадка, к которой ведет извилистая лестница "Караколь" ("улитка") с 223 ступенями. Сверху открывается незабываемый вид на окружающий национальный парк Тижука, горы, залив Гуанабара, и, конечно, Рио-де-Жанейро с его пляжами Копакабана и Ипанема, стадионом "Маракана", соборами, небоскребами и фавелами.
Часовня статуи
Небольшой храм в мраморном постаменте был открыт в 2006 году в честь 75-летия со дня окончания строительства статуи. Часовня в честь покровительницы Бразилии Богоматери Апаресидской вмещает около ста человек, там совершаются богослужения и проводятся обряды, в том числе крещение и венчание.
Двойники Искупителя
В пятидесятые годы прошлого века в португальской Алмаде была открыта статуя Христос-Царь общей высотой больше ста метров, из них на фигуру с распростертыми руками приходится 28 метров, остальное – постамент в виде портика. В 1972 году 32-метровая статуя Христа появилась во Вьетнаме, в 2007 – в Индонезии (30 метров), три года спустя – в Польше (почти 40 метров с пьедесталом). Монументальные изваяния Иисуса есть в Италии, Колумбии, Восточном Тиморе, на Мальте, в Доминикане и Гондурасе.
Вид на статую Христа-Искупителя со смотровой площадки на горе "Сахарная голова" в Рио-де-Жанейро
В России были проекты установки больших статуй Христа во Владивостоке, в Сочи и в Санкт-Петербурге. Но до реализации дело так и не дошло. В Северной столице дискуссия о необходимости такого памятника развернулась в 2016 году и касалась работы Зураба Церетели, отлитой тремя годами ранее. Она насчитывала 80 метров в высоту вместе с пьедесталом. Но против высказались и жители, и власти, и даже Русская православная церковь. Если первые не могли понять, куда можно было бы удачно вписать Спасителя, то председатель Санкт-Петербургской епархии РПЦ по вопросам взаимоотношений церкви и общества Андрей Пелин заявил, что "установка подобного рода гигантских статуй не является частью православной традиции".
Интересные факты
В статую Искупителя периодически бьют молнии, так что местные власти всегда держат наготове запас камня для ремонта. В прошлом изваяние из-за грозы лишалась пальцев рук.
Корковаду сначала называли "Горой искушения", отсылая к евангельскому эпизоду искушения Христа дьяволом на горе.
В 2007 году статуя была признана одним из Новых чудес света, наряду с Великой китайской стеной, Тадж-Махалом и комплексом Чичен-Ица, в 2012 году она вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Национальный парк Тижука, раскинувшийся вокруг статуи – это восстановленный лес, крупнейший лесопарк в мире. В XIX веке его заново высаживали несколько десятков рабов. Всего было посажено около ста тысяч деревьев.
Информация для туристов
С января по март в Рио-де-Жанейро сезон дождей, так что вид на город со смотровой площадки на Корковаду могут испортить облака, а на статую – туман.
В год достопримечательность посещают около двух миллионов человек, так что лучше приходить пораньше. На осмотр вместе с дорогой от подножия горы можно закладывать 2–2,5 часа.
Как добраться, цены и режим работы
Статуя открыта для посещения с 08:00 до 19:00.
Добраться до нее можно, во-первых, по железной дороге XIX века протяженностью почти 4 километра – той самой, при помощи которой и строили статую. Правда, в то время движущей силой был пар, а сегодня это электричество. На Корковаду ведет одна из самых крутых железных дорог в мире, возможность подъема обеспечивает ее конструктивная особенность – наличие специального зубчатого рельса помимо двух обычных. В пути проведете около 20 минут, в высокий сезон обычный билет стоит около 20 долларов, в него входит посещение статуи и обратная дорога. Первый рейс отправляется в 08:30, последний – в 18:30. К месту посадки ведет десяток автобусных маршрутов.
Во-вторых, на маршрутке от станции метро Largo do Machado. Цена вопроса – около 13 долларов, обратная дорога включена. Плюс – пассажиров микроавтобусов пускают на гору вне очереди.
В-третьих, на такси или личном автомобиле. Обычный билет к статуе обойдется в высокий сезон примерно в 7 долларов.
Еще можно облететь статую на вертолете, это обойдется в 150 долларов за 10 минут.
Мраморные кружева Миланского собора
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем