16 мая 1717 года молодой юрист Франсуа-Мари Аруэ, тогда еще даже не Вольтер, получил год Бастилии.
Был "забастиллирован", как говорили остроумные парижане. По салонам гулял анонимный стихотворный памфлет "Я видел". Острая сатира на регента герцога Филиппа Орлеанского и его любовницу герцогиню Беррийскую. Автор стихов посмел публично назвать распутную Марию-Луизу-Елизавету распутницей. Каково?! Ну а регента критиковали понятно за что: за казнокрадство, торговлю должностями, за аферу с бумажными деньгами Джона Ло.
Автором памфлета посчитали Аруэ, который уже был известен как саркастичный вольнодумец и остроумный поэт. К тому же, незнатного происхождения. В общем, "козел отпущения" был найден быстро. Вольтер в свое оправдание лишь упорно твердил: "Я не мог написать таких плохих стихов!". Но о литературной экспертизе тогда никто и слыхом не слыхивал, а потому: "Пожалуйте, месье Аруэ, в Бастилию!".
А ведь Вольтер не лгал: памфлет написал малоизвестный поэт Лебрюн.
Впрочем, в Бастилии условия, видимо, были вполне комфортными: в заточении Мари-Франсуа Аруэ написал эпическую поэму "Генриада" и трагедию "Эдип", которая с успехом шла на парижской сцене. При встрече с Вольтером герцог Орлеанский с участием поинтересовался: хорошо ли ему сочинялось в Бастилии? Автор скромно поблагодарил регента за "отеческую" заботу, но при этом попросил впредь не беспокоиться о его жилище.
Но он ошибся! Власти ведь должны денно и нощно печься о благе своих подопечных. В 1726 году Вольтер вновь оказался в Бастилии. Он был избит лакеями шевалье де Рогана, которого печатно высмеял. Униженный Вольтер хотел вызвать Рогана на дуэль, но вследствие интриги обидчика снова очутился в тюрьме, откуда был освобожден с условием изгнания за границу.
А еще "гостеприимная" Бастилия принимала в своих стенах Бомарше, Мармонтеля, Калиостро, аббата Фариа, маршала Бассомпьера, маркиза де Сада, суперинтенданта финансов Фуке, "Железную Маску". Кстати, Вольтер считал, что под маской скрывали единоутробного брата Людовика XIV – незаконного сына королевы Анны Австрийской и кардинала Мазарини. Хотя эта версия весьма сомнительна. Да и железной маска стала тоже благодаря фантазии Вольтера: в реальности таинственный узник носил маску из черного бархата.