Третьего мая 1469 года родился Никколо Макиавелли – итальянский мыслитель и политический деятель Флорентийской республики.
С его именем прочно связано понятие маккиавелизма. Это политика, опирающаяся на грубую силу, пренебрегающая законами морали и не останавливающаяся ни пред чем для достижения намеченной цели.
Макиавелли в своем труде "Государь" писал, что только сильная личность, благодаря своей железной воле и разуму, способна противостоять случайным стечениям обстоятельств. Он утверждал, что выдающийся человек – это и есть настоящий творец истории.
Ему еще приписывают афоризм: цель оправдывает средства, и для ее достижения все средства хороши. Впрочем, автором этой фразы называют и основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолу. Не в этом суть. Главный вывод: то, что цель оправдывает средства – это один из основных постулатов политической программы средневековых европейских правителей. И не только средневековых.Макиавелли полагал, что сильный, хотя бы и жестокий и лишенный угрызений совести правитель лучше, чем бесконечная внутренняя война, ведущая к охлократии. Еще он учил: для того, чтобы правление было стабильным и надежным, необходимо прежде всего уничтожить внутренних врагов, "пятую колонну". И истреблять следует всех за один раз, чтобы спокойствие общества не подвергалось продолжительному страданию. Когда свирепости длятся мало времени, они меньше раздражают народ.
Макиавелли писал: "Что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива. Пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить..., но, когда у тебя явится в них нужда, они тотчас же от тебя отвернутся.
И худо придется тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности. Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время".
Из этого Макиавелли делает вывод, что правители и вообще политики должны перестать регулировать свои действия нормами богословия или аксиомами нравственности и морали – на десяти заповедях, как считал флорентиец, невозможно построить сильное государство. Из этого становится понятным, почему идеи Макиавелли актуальны до сих пор. Потому что за пятьсот лет после выхода "Государя" политическая концепция западной цивилизации не претерпела почти никаких изменений.