Ночь с 30 апреля на 1 мая в Европе традиционно почитается как Вальпургиева ночь, ночь ведьм.
Название происходит от имени христианской святой Вальбурги или Вальпурги. Это реальная историческая фигура. Она родилась около 710 года в Англии. Ее мать – сестра святого Бонифация, апостола Германии. Отец – Ричард Саксонский. Вальпурга стала монахиней монастыря в Хайденхайме, в Баварии. Тамошние жители были запуганы обитавшей в лесах нечистью – и Вальпурга успешно с ней боролась, своими подвигами снискав в Германии повсеместную славу. При этом, как пишут летописи, она была вооружена лишь серебряным кинжалом. Считается, что она очистила Рейн от русалок и положила конец похищению детей ведьмами. По легенде, Вальпурга погибла на вершине горы Броккен, попав в ловушку, коварно подстроенную сатаной и прочей нечистью.
Что касается Вальпургиевой ночи, поверья о неистовом разгуле нечистой силы в ночь перед первым мая распространены в основном у германоязычных народов. В эту ночь все ведьмы и другая нечистая сила собираются на шабаш. У русских тоже есть поверье о полете ведьм на Лысую гору. Исследователи до сих пор спорят о ее местонахождении. Наиболее известная версия говорит, что это – Лысая гора в Киеве. Владимир Иванович Даль в работе "О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа" так и писал: "Ведьма известна, я думаю, всякому, хотя она и водится, собственно, на Украине, а Лысая гора под Киевом служит сборищем всех ведьм, кои тут по ночам отправляют свой шабаш".
Историк и собиратель древнеславянского фольклора Александр Николаевич Афанасьев в своем труде "Поэтические воззрения славян на природу" так описывает подробности шабаша на Лысой горе: "Каждая ведьма является на празднество вместе со своим любовником-чертом. Сам владыка демонских сил – Сатана, в образе козла с черным человеческим лицом. Сатана с особенной благосклонностью обращается к одной ведьме, которая в кругу чародеек играет первенствующую роль и в которой нетрудно узнать их королеву. Слетаясь из разных областей, нечистые духи и ведьмы докладывают, что сделали они злого. Затем приступают к пиршеству. По окончании трапезы начинается бешеная пляска под звуки необыкновенной музыки. На следующее утро на местах их плясок бывают видны на траве круги, как бы протоптанные коровьими и козьими ногами".
И по сей день этот праздник остается одним из самых противоречивых. С одной стороны, это день прихода весны, расцвета природы и плодородия, с другой – время сбора нечисти, безумных плясок у костра и разгула демонов.
Ну и конечно же, в литературе есть масса описаний Вальпургиевой ночи. Достаточно вспомнить "Фауста" Гете и "Мастера и Маргариту" Булгакова.