Авторы

Кукуйская царица, чуть не ставшая императрицей всероссийской

Читать на сайте radiosputnik.ru
Анна Монс, хотя и не любила Петра, широко пользовалась благосклонностью царя: брала взятки, захватывала доходные предприятия. Москвичи ее не жаловали, называли Монсихой и Кукуйской царицей. О фаворитке Петра I – наш сегодняшний рассказ на радио Sputnik.
Что не так с петербургским окном, смотрящим в Европу?
В этот день, …лет назад
Двадцать шестого января 1672 года родилась Анна Ивановна Монс, можно сказать, первая любовь царя Петра I.
Она появилась на свет в Кукуе – Немецкой слободе под Москвой. Дочь немецкого уроженца, то ли золотых дел мастера, то ли виноторговца. Портретов Анны не сохранилось, но все современники отмечали ее редкостную красоту. С молодым Петром Анну Монс познакомил около 1690 года ее любовник Франц Лефорт. Петр очень привязался к Анне, даже подумывал на ней жениться. И – как знать? – была бы у нас еще одна императрица с именем Анна Иоанновна...
Георг фон Гельбиг, секретарь саксонского посольства, в книге "Русские избранники" писал, что Анна "была образцом женского совершенства. С необыкновенной красотой, признававшейся всеми и бывшей как бы особенностью фамилии Монсов, соединяла она обворожительный характер. Она обладала сантиментальностью, но без томления; была пикантно своенравна, но не упряма; умна, но ее ум не вредил ее сердечной доброте; ее серьезный ум умерялся шаловливой шуткой. Все эти преимущества давали ей власть над сердцами мужчин, для обладания которыми она ни­когда не прибегала к искусственным мерам".
К тому же девушка она была покладистая: увидев, что царь воспылал к ней, она без излишнего жеманства стала его фавориткой. Он называл ее чаще всего на немецкий манер – "Анхен". Впрочем, это не мешало ему в то же самое время иметь связь с анниной подругой, некоей девицей Фадермех.
Петр I не скупился на свою фаворитку: подарил Монс богато отделанный двухэтажный каменный дом в Немецкой слободе, платил ей и ее матери ежегодный пансион в 708 рублей, пожаловал ей вотчины с крепостными, сделав одной из самых богатых помещиц.
Петр, возвратясь из-за границы, в августе 1698 года поехал не к жене и сыну, а в Немецкую слободу к "Анхен". Вскоре после этого царь сослал свою законную супругу в суздальский Покровский монастырь. А Анна Монс, хотя и не любила Петра, весьма широко пользовалась благосклонностью царя: брала взятки, захватывала доходные торговые предприятия.
Москвичи ее не жаловали, называли Монсихой и Кукуйской царицей.
Связь Петра и Анны Монс закончилась скандально. В апреле 1703 года после одного из пиршеств в Шлиссельбурге в Неве утонул пьяный саксонский посланник Ф. Кёнигсек. В его вещах нашли любовные письма от Анны и ее медальон. Причем эти письма были 5-летней давности. Говорят, узнав об измене, Петр даже заплакал…
Анна по приказу царя была посажена под домашний арест. А в Преображенском приказе начался сыск. Арестованные по делу Монс показали, что она и ее родственники злоупотребляли доверием царя, от его имени делали неправедные дела, брали взятки. Дело кончилось конфискацией имущества. Петр оставил "Анхен" лишь гардероб да драгоценности, которые ей когда-то подарил.
Анна пыталась освободиться из-под ареста. В этом ей помогал прусский посланник Георг Иоганн фон Кайзерлинг, пленившийся ее чарами. Получив ее согласие выйти за него замуж, старый Кайзерлинг сумел добиться освобождения Монс. Однако согласия царя на брак он долго не мог получить – видимо, царь все еще продолжал любить свою бывшую фаворитку.
Актриса Маина Чижевская в роли Анны Монс в сцене из спектакля "Петр" режиссера Юрия Грымова в театре "Модерн" в Москве.
Дело дошло даже до дипломатического скандала, который сам же Кайзерлинг изложил в донесении к своему королю: "Когда же я обратился к царю с моей просьбой, царь, лукавым образом предупрежденный князем Меншиковым, отвечал сам, что он воспитывал девицу Монс для себя, с искренним намерением жениться на ней, но так как она мною прельщена и развращена, то он ни о ней, ни о ее родственниках ничего ни слышать, ни знать не хочет. Я возражал с подобающим смирением, что его царское величество напрасно негодует на девицу Монс и на меня, что если она виновата, то лишь в том, что, по совету самого же князя Меншикова, обратилась к его посредничеству, исходатайствовать у его царского величества всемилостивейшее разрешение на бракосочетание со мной; но ни она, ни я, мы никогда не осмелились бы предпринять что-либо противное желанию его царского величества, что я готов подтвердить моей честью и жизнью. Князь Меншиков вдруг неожиданно выразил свое мнение, что девица Монс действительно подлая, публичная женщина, с которой он сам развратничал столько же, сколько и я".
В итоге Кайзерлинга не только оскорбили словесно, но и надавали ему тумаков и спустили с лестницы.
Лишь в 1711 году старый Кайзерлинг обвенчался с Анной Монс. И в том же году отдал Богу душу. Новоиспеченная вдова и тут не растерялась, энергично ввязавшись в тяжбу за наследство с родственниками Кайзерлинга.
А последним известным возлюбленным Анны Монс-Кайзерлинг был пленный шведский капитан Карл Иоганн фон Миллер, который вроде как даже успел с нею обручиться.
Считается, что у Анны было двое детей от законного мужа Кайзерлинга. Однако он, как уже говорилось, умер через несколько месяцев после свадьбы. И эти дети в завещании не упомянуты. Тут может быть много версий: либо они были незаконнорожденными, либо умерли во младенчестве, либо данные о наличии у нее детей неверны. И еще есть версия, что один ребенок у Анны был от Кёнигсека, а второй – от Кайзерлинга.
А не так давно в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге было обнаружено прошение некой Анны М. о сыне с резолюцией Петра I: "Сего Немцова сына Якова отправить в учебу морскому делу в Голландию, пансион и догляд надлежащий обеспечить". Историки считают, что вполне возможно, этот Яков Немцов – плод любви царя и Анны Монс...
И, наконец, финальный акт пьесы под условным названием "Женщины Петра I". Вскоре после измены Анны Петр увлекся Мартой Скавронской, в замужестве Крузе. Сначала ей покровительствовал фельдмаршал Шереметев. Вскоре у пожилого полководца Марту отбил расторопный Меншиков. А уже после Алексашки покровителем Марты, в крещении Екатерины, стал сам царь. А в 1724 году Петр казнит брата Анны Монс – Виллима – за любовную связь с императрицей Екатериной I. Официально он был осужден за взяточничество и кражу госимущества. Правда, не уточнялось, какое такое государственное имущество украл у Петра Виллим Монс.
Гельбиг по этому поводу напишет: "Екатерина любила быть в обществе камергера Монса, и однажды император застал ее с ним. Форма обхождения Монса с императ­рицей, вероятно, выходила за пределы того почтения, которым мужчина был обязан своей повелительнице. В противном случае монарха не могло бы удивить то обстоятельство, что он встретил услужливого камергера в комнате своей супруги. Монс был обез­главлен, и императрица должна была присутствовать при его казни".
Петр помирился с Екатериной лишь на смертном одре. Причем тайна измены, видимо, оставалась тайной только для него. Маленькая цесаревна Елизавета Петровна, будущая императрица, при отце и других домочадцах как-то сказала, что "однажды маминька была с Монсом, и вдруг пришел папинька, и маминька сильно испугалась". Петр I тогда не обратил внимания на лепет младенца. Наверное, зря. Ведь, как известно, устами младенца...
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Станиславский и "Театральный роман" Булгакова
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем