Авторы

Загадочное падение "Руслана": что случилось в небе над Иркутском

Читать на сайте radiosputnik.ru
Военно-транспортный самолет "Руслан" готовился к вылету из Иркутска в Камрань. На борту – два истребителя Су-27 для ВВС Вьетнама. Через 35 секунд после взлета 6 декабря 1997 года 350-тонный гигант рухнул на городской квартал. Рассказывает радио Sputnik.
В эпицентре катастрофы оказались три жилых дома. Наиболее тяжелый удар приняла пятиэтажка: на нее вылились 150 тонн авиационного бензина. Пожар был внезапный и сразу такой силы, что люди погибали, не успев пошевельнуться. Спасатели находили обугленные трупы в самых мирных позах. Вот мальчик за столом делает уроки, вот двое сидят на диване в обнимку. На пепелище нашли остатки плаката – "Тили-тили тесто, здесь живет невеста". В одном из домов играли свадьбу.
Следствие в тупике
Самолет начал заваливаться на высоте 66 метров. Крылом задел крышу одного дома, фюзеляжем врезался в другой, по третьему прошелся оторвавшимся хвостом. По пути движения загорались деревянные бараки и припаркованные во дворах автомобили. Никто из 23 человек на борту не выжил. На земле погибли еще полсотни, в том числе 14 детей: в субботний солнечный день они играли на улице. Огонь усмиряли более суток. Параллельно со спасателями работала следственная группа. С момента отрыва от взлетно-посадочной полосы экипаж был на связи с диспетчером. Так выяснилось, что у "Руслана" по непонятной причине начали отказывать двигатели. Их "конструктивные недостатки" потом назовут наиболее вероятной причиной трагедии. Среди других причин называли "повышенное содержание воды" в авиационном топливе: в Иркутске в тот день было -20, вода превратилась в лед, и он не пропускал топливо. Говорили о звонке из самолета по радиотелефону, который мог нарушить работу бортового компьютера. Конспирология тоже присутствовала: падение "Руслана" подстроили спецслужбы США – их целью были новенькие Су-27.
Черномырдин на месте авиакатастрофы в Иркутске
Стечение обстоятельств
"Человеческий фактор" как причина не рассматривался. Экипаж военного транспортника был едва ли не самый опытный в России. По мнению заслуженного летчика-испытателя СССР Виктора Заболотского, опасность представлял аэродром, с которого уходил "Руслан":
«
"На том аэродроме в Иркутске сами по себе сложные условия. Есть наклон полосы, не всегда устраивающий; взлет на город – фактически на дома, что тоже накладывает отпечаток трудности. Помимо всего, на борту был груз очень приличный, и я думаю, что он сместился на взлете. Все это – стечение ужасных обстоятельств. Так бывает: ты понимаешь, что происходит, но предотвратить ничего не можешь – деваться некуда. Машина большая и в любом случае не останется целой, тут нужно думать о другом – как избежать еще большей трагедии. Но тогда над Иркутском у экипажа для этого не было времени. Все произошло слишком быстро".
Спасательные работы на месте жилого дома, разрушенного в результате аварии самолета АН 124 "Руслан"
Иркутская катастрофа осталась загадкой. Ее можно было бы разгадать с помощью бортовых самописцев "Руслана". Но они сгорели почти до пепла.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем