В 2022 году День автомобилиста в России выпадает на 30 октября. Конкретного числа, когда этот праздник отмечается, нет – дата "плавающая". Но суть одна: чествовать профессиональных водителей и привлекать внимание к проблемам в их работе. А их немало.
Названы самые популярные среди россиян марки автомобилей Отмечают все! День автомобилиста в 2022 году
Этот праздник за десятилетия своего существования претерпел немало изменений. Изначально отмечали День автомобилиста (он же День водителя, День шофера) только профессиональные водители и шоферы, однако теперь поздравляют каждый год в последнее воскресенье октября уже всех, кто регулярно садится за руль, у кого есть машины – они с радостью принимают добрые пожелания в этот день. В 2022 году праздник выпадает на 30 число второго месяца осени.
…И по сей день: история праздника
День автомобилиста был учрежден еще 46 лет назад. В 1976 году указом президиума Верховного Совета СССР установили "День работников автомобильного транспорта", а через четыре года празднование закрепили документом "О праздничных и памятных днях". В дальнейшем, в том числе и из-за распада Советского Союза, еще много раз дата и повод формально менялись: то его совмещали с "Днем работников дорожного хозяйства", то меняли день – на третье воскресенье октября, то отменяли предыдущие постановления и вводили новые правила – так, в 2012 году вышел указ президента России "О Дне работника автомобильного и городского пассажирского транспорта". В итоге все, кто так или иначе связан с управлением авто, отмечает этот праздник.
За рулем и на дороге: традиции праздника
Прежде всего, праздник отмечают на предприятиях, которые организуют перевозки: таксопарки и агрегаторы, транспортные компании, логистические фирмы и, в первую очередь, на общественном транспорте. Принято устраивать концерты и шествия, праздничные заезды и автопробеги, поощрять работников и вручать самым лучшим сотрудникам чисто символические или более серьезные награды. Но случалось, что в этот день профессиональные шоферы проводили митинги и акции в защиту прав водителей как пассажирских перевозок, так и грузовых.
Кочегары, пробки, автоледи: интересные факты о водителях
– Слово "шофер" – это русскоязычный аналог французского chauffeur, что в буквальном изначальном переводе означало "истопник", "кочегар". А дело все в том, что конструкция первых транспортных средств предусматривала двигатель на угле и дровах, поэтому и приходилось водителям быть кочегарами.
– Пожалуй, самой долгой пробкой в истории и одной из самых протяженных можно назвать затор, образовавшийся в Китае 14 августа 2010 года: тогда на трассе Пекин – Тибет автомобили стояли две недели, длина пробки составила аж 260 километров, средняя скорость движения была не более 1 километра в день.
– Россияне считают самыми агрессивными водителей BMW и Lada. Как показал опрос сервиса "Авто.ру", 47,6% голосовали за (скорее, против) владельцев авто немецкой марки, 26% – за отечественного производителя.
– Женщины плохо водят машину? Это миф и устаревший стереотип. По данным ГИБДД России, автоледи намного аккуратнее ведут себя за рулем, чем мужчины. 81% аварий с жертвами и пострадавшими на дорогах страны – на совести водителей мужского пола.
"Престиж упал ниже плинтуса": о профессии водителя
Крепко и умело держаться за "баранку" – дело непростое, ответственное и периодически опасное. Проблем у шоферов-профи много – от некорректной работы дорожной автоматики, измеряющей габариты и вес транспорта, и непомерных штрафов до тотального упадка в сфере грузоперевозок, как рассказал в беседе с радио Sputnik председатель Профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов.
«
"Престиж профессии водителя грузовика упал ниже плинтуса. Обновления, ротации, омоложения водительского состава нет, старики уходят, молодежь не приходит, и сейчас есть достаточно серьезный кадровый дефицит. Раньше кадровой политикой занимались отделы на предприятиях, уволить водителя без решения профсоюзного комитета было невозможно, а сейчас кадровой политикой не занимается никто. Есть юридические лица, которые предлагают водителям трудоустройство, но их задача – как можно больше водителей "продать" тем, кто занимается грузоперевозками, а "качество" этих водителей их совершенно не волнует. Поэтому, хоть на рынке сейчас довольно хорошие зарплаты – дальнобойщики зарабатывают в среднем около ста тысяч в месяц, но люди работают на износ. Тысяча километров в день считается нормой, хотя ни в какие нормы труда и отдыха водительского состава эти цифры не укладываются. Так что встречаем мы свой очередной праздник День автомобилиста с великой грустью и без всякой перспективы на светлое будущее".
Автолюбители тоже вряд ли скажут, что ездить и водить (особенно в отдаленных от центра регионах) становится все приятнее и легче с каждым годом, и уж точно не дешевле. А при таком раскладе надо постараться хотя бы ненадолго поднять настроение знакомым водителям, например, порадовать небольшим подарком – пусть человек все же получит положительные эмоции в такой день!
От "елочки" до распредвала: что подарить на День автомобилиста
Далеко не каждый обрадуется в свой профессиональный праздник подарку, напрямую связанному с работой. Но вот уж кто-кто, а автомобилисты наверняка будут рады такому тематическому презенту – для себя или своей "ласточки". Функциональные и декоративные, для салона или мотора – все будет полезно. Может, ваш знакомый шофер или автолюбитель всегда мечтал о видеорегистраторе или мини-пылесосе для салона, о каком-то особенном ароматизаторе или специальных очках для вождения? Уточните это, чтобы не прогадать и не оплошать, и смело вручайте. А водителям грузовиков и фур и вовсе много чего нужно в дальний путь для комфорта и безопасности, а с этими вещами нельзя переборщишь. И не забудьте пожелать удачи на дорогах!
Автор Мария Меркулова, радио Sputnik
Требования к такси в регионах унифицируют Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.