Авторы

Пилот не нужен: как советский самолет сам себя угнал

Читать на сайте radiosputnik.ru
Первый день после отпуска не задался. Полковник ВВС СССР сел в учебно-боевой МиГ-23М. Через 30 сек. на высоте 300 м заглох двигатель. Пришлось катапультироваться. 4 июля 1989 года авария над аэродромом в Польше привела к катастрофе в небе Бельгии.
Перед тем как покинуть кабину, летчик повернул истребитель в сторону Балтийского моря. С земли наблюдали: МиГ шел на предельно малой высоте примерно 6 км, затем скрылся из вида. Решили – упал в море. Подождали – претензий от моряков и рыбаков нет. Никого не убили, летчик жив-здоров, можно забыть. Но вдруг пришло сообщение из Бельгии.
Утонул так утонул
Перебой в работе двигателя оказался временным. МиГ восстановился уже через 6 сек. после того, как летчик начал спуск на парашюте. Система автоматизированного управления сработала штатно, самолет продолжил полет. Он успешно прошел четыре границы – из Польши перелетел в ГДР, пересек воздушные пространства ФРГ, Нидерландов, Бельгии. На 901-м км пути в районе бельгийско-французской границы у него закончилось топливо. МиГ рухнул на ферму. Не повезло 18-летнему парню: сидел на веранде фермерского дома и не успел убежать от смерти. Пожар быстро потушили. Правительство Бельгии направило СССР ноту протеста. В ней говорилось: командование авиачастей Северной группы войск, дислоцировавшихся на аэродроме Колобжег, обязано было предупредить об автономном полете самолета все страны, через которые он летел. Однако советское командование было "последним, кто узнал" о происшествии: оно уж два часа как похоронило свой пустой борт в водах Балтики.
Летчики-истребители у самолета МИГ-23 во время учений "Неман"
Мирная инициатива
МиГ прозевали почти все. Только в Нидерландах на него обратили внимание. Два F-15 ВВС США поднялись с базы НАТО у городка Сустерберг. Подлетели, посмотрели: кабина пуста. Решили не сбивать – внизу густонаселенные районы – и вернулись обратно. Но что если борт был набит взрывчаткой и запрограммирован на определенную цель? Боеприпасы на нем действительно были. И по-хорошему такой самолет не стоило бросать. "После остановки двигателя пилот попал в крайне сложное положение", – говорит заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский:
«
"На МиГ-23 есть одна особенность: он плохо выводится из штопора. Это сам по себе очень сложный метод выведения, с ним не каждый испытатель справится. Летчикам в такой ситуации рекомендовано даже не пытаться – сразу катапультироваться. Такие случаи, как в 1989-м, редко, но бывают. Например, у англичан было гораздо хуже, когда они попытались сделать такую же систему автоматического катапультирования. Летчика выбросило неизвестно где, к пустому самолету потом подлетали – видели открытую кабину, отсутствовала откидная часть фонаря, а пилота так и не нашли".
Истребитель F-15EX
Свободный полет МиГ-23 произошел день в день с началом визита во Францию Михаила Горбачева. Там от главы СССР ждали очередных МИГов (эта аббревиатура означала "Мирные Инициативы Горбачева"). Французы потом шутили, что их символом стал прилетевший первым МиГ-пустышка.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем