Для Нетаньяху новые выборы не самый плохой исход. Свои стабильные проценты, плюс-минус, он возьмет всегда. И этого ему вполне достаточно, чтобы, если и не побеждать в одну калитку, то держать ее закрытой для кого бы то ни было еще.
Еще никогда президент Израиля не выдавал мандат на формирование правительства с таким лицом. В обращении к избранному 23 марта Кнессету Реувен Ривлин даже не скрывал, как ему неприятно объявлять эту фамилию. Он же и от традиционного после присяги депутатов фото с премьером и спикером отказался, чтобы объектив не сохранил для истории эту его гримасу сожаление, что других вариантов нет. Опять Биньямин Нетаньяху.
Во-первых, у него – пусть относительное, но большинство. Во-вторых, заседание суда, что случилось за день до того, хоть и напомнило о том, что Биби проходит по трем уголовным делам, но ни одно из них не приблизило к приговору. Так что, "это нелегкое решение с точки зрения морали и этики, но я обязан сделать то, что требует от меня моя должность", – подчинился глава государства букве закона. Это значит, что кабмином должен заняться тот, кто превосходит прочих по числу рекомендаций депутатов. У Нетаньяху их 52. Да, не 61, чтобы ему и дела не было до личных переживаний президента, но у Яира Лапида, что сколачивает альянс на левом фланге, их и вовсе 45.
Несложные вычисления указывают на то, что весь свой организаторский талант и дар убеждения премьер в ближайшие 28 дней направит на еще не разыгранные 23 голоса. А там все очень непросто. 16 говорят по-арабски, и некоторые уже поклялись бороться с израильской оккупацией. То есть, за свое участие они могут выкатить неподъемную даже для Нетаньяху цену. С депутатами партии "Ямина" только кажется, что у него не должно быть проблем, поскольку она тоже правая. Но не в том беда, что их всего семеро. А в том, что у главного из них – Нафтали Беннета – с Биби личная неприязнь.
К тому же Лапид предложил ему объединиться на принципе ротационного премьерства. Править по очереди, стало быть. Биби, даже если предложит, какая ему вера? Лидер партии "Кахоль-Лаван" Бени Ганц был последним, кто повелся. И где теперь Бени Ганц? Беннет же может отказать и тем, и другим, опровергнув, наконец, сплетни о своей политической продажности в надежде на то, что избиратели это оценят. Уже на пятых за два года выборах.
Для Нетаньяху они тоже не самый плохой исход. На его ядерный электорат никакие суды не влияют. Следовательно, свои стабильные проценты, плюс-минус, он возьмет всегда. И этого ему вполне достаточно, чтобы, если и не побеждать в одну калитку, то держать ее закрытой для кого бы то ни было еще. Так что Израилю еще придется поволноваться, прежде чем ответить на свой шекспировский вопрос: ту Биби о нот ту Биби?
Автор Михаил Шейнкман, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.