Иностранные туристы фотографировались в спасательных жилетах, позировали у пластиковых шлюпок. Когда поняли, что это не инструктаж, началась паника. 16 февраля 1986 года у берегов Новой Зеландии напоролся на рифы советский круизный лайнер "Михаил Лермонтов".
Восьмипалубный гигант уходил под воду пять часов. Спаслись почти все, кто был на борту: 737 человек. Погиб один член экипажа, механик. Он работал в носовом отсеке – его затопило сразу, как только лайнер получил пробоину.
Фекалии в спортзале
"Михаила Лермонтова" называли непотопляемым. Теплоход построили в 1972 году и первым в мире обеспечили спутниковой связью. Изнутри отделали редким материалом – огнестойким нептунитом. "Лермонтов" ходил из СССР в Канаду и США, из Европы на Канары и в Африку, "катал" туристов по Дальнему Востоку и в Австралию. Соотношение цены и качества было идеальным. Иностранцы охотно покупали круизы. Пассажирами последнего рейса стали англичане, американцы, немцы и австралийцы: в основном пенсионеры. Крушение произошло в 900 м от берега на глубине 33 м. Из новозеландского порта выходили в открытый океан – оставалось только обогнуть мыс. Нанятый местный лоцман Дон Джеймисон предложил сократить путь и повел "Лермонтова" в узкий пролив. С одной стороны скалы – с другой отмель, но Дон твердил: "воды достаточно", пока не послышался дикий скрежет. Хуже всего было тем, кто оказался в зоне для занятий спортом. Под ней располагалось фекальное отделение. Риф его пробил – содержимое поднялось в спортзал. Люди с трудом выбирались из вонючей каши.
Команда пассажирского теплохода "Михаил Лермонтов" в рулевой рубке.
"Две водки и пиво"
В СССР о происшествии не писали. Экипажу приказали помалкивать. 25 февраля в Москве открывался XXVII съезд КПСС – страна вовсю рапортовала об успехах. Следствие почти замяли. Между тем, прежний капитан "Лермонтова" был уверен: у Новой Зеландии произошла диверсия, и организовали ее конкуренты круизного бизнеса. Он напомнил, что однажды лайнер уже пробовали потопить – минировали в порту Сан-Франциско. С этой версией не согласен капитан 1 ранга запаса Василий Дандыкин:
«
"В те времена советские круизные лайнеры – при всем уважении к возможностям Советского Союза – особой конкуренции не составляли. Не думаю, что против теплохода совершили диверсию. В СССР начиналась перестройка, и достаточно заметным было потепление в международных отношениях. Скорее всего, это было навигационное происшествие в непростой ситуации с рифами: лоцманская ошибка".
© Depositphotos.com / itakdalee
На следствии лоцман Дон Джеймисон признал свою вину. Сказал, что занялся проводкой судна в состоянии опьянения. Перед тем, как повести "Лермонтова" в пролив, он в Зале дегустаций русских вин выпил, по его словам, "две водки и пиво". А потом решил поближе показать пассажирам маяк на мысе Джексон. Его почему-то не наказали. Возможно, он сделал то, чего хотели многие.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.