Авторы

Провал Concorde: "сверхзвук" оказался не нужен авиарынку

Читать на сайте radiosputnik.ru
Первый коммерческий рейс французско-британского сверхзвукового лайнера Concorde состоялся 21 января 1976 года. "Капризная игрушка" обошлась разработчикам в колоссальную сумму. Попутно выяснилось, что никто особо не жаждет так быстро летать.
Фурор и фиаско: короткая история сверхзвукового Ту-144
История создания "Конкорда" (Concorde) начинается в 1950-х годах. Изначально США, Франция, Великобритания и СССР решили создать сверхзвуковой пассажирский самолет. Но американцы почти сразу выбыли из скоростной гонки, сопоставив расходы и перспективы развития проекта. Советский Союз продолжил изыскания, разработав Ту-144, чья коммерческая эксплуатация продлилась всего-то 7 месяцев. Он оказался нерентабельным и вскоре был выведен из советского авиапарка. А Франция и Великобритания сообща взялись за реализацию сверхзвукового проекта. Тем более, американцы обещали им много заказов на этот лайнер.
Многообещающее начало
Первый испытательный полет "Конкорд" совершил в 1969 году. При этом он постоянно обновлял рекорды скорости. Чтобы преодолеть расстояние между Европой и Америкой, "Конкорду" сначала требовалось 4 часа, потом – около трех. В феврале 1996 года лайнер долетел из Лондона в Нью-Йорк за 2 часа 52 минуты 59 секунд.
Как продать дорогой самолет
Когда программа только стартовала, расходы на нее оценивались в 150-170 миллионов фунтов. Спустя 12 лет стала известна реальная цифра: из бюджетов Франции и Великобритании было потрачено 1,2 миллиарда фунтов. Разработчики объяснили рост сметы традиционными факторами: инфляция, обесценивание валют и технические проблемы. Последние были самыми затратными: ведь раньше никто не строил самолет, перевозящий 100 человек, в два раза быстрее скорости звука. Стоимость серийного экземпляра составила 60 миллионов долларов, а не 10 миллионов долларов, как считали ранее.
Эксплуатационные расходы любой серийной продукции тем ниже, чем больше используется самолетов. Изначально при проектировании были получены предварительные заказы на 76 "Конкордов", в очередь за ними выстроились даже американцы. Конструкторы ожидали солидного успеха. Продать в итоге удалось лишь девять машин: пять ушло в British Airways, четыре – в Air France. Еще пять отдали в эксплуатацию по условной цене 1 фунт за машину для британцев и 1 франк для французов.
VIP-лайнер
На "Конкордах" перемещались королева Великобритании Елизавета Вторая, королева-мать Елизавета, музыканты Пол Маккартни и Мик Джаггер, актеры, спортсмены, политики. За 20 лет коммерческой эксплуатации (1976 -1996) лайнеры перевезли около 4 миллионов пассажиров при налете 200 тысяч часов. Лайнеры считались надежными машинами. До 2000 года.
Музкант Стинг на борту самолета Конкорд из Лондона в Нью-Йорк, 2001
Трагедия в Париже
Двадцать пятого июля 2000 года в парижском аэропорту имени Шарля де Голля произошла первая и единственная катастрофа с участием "Конкорда". Самолет загорелся в воздухе и упал на отель в нескольких километрах от аэропорта. Общее число жертв аварии составило 113 человек. Как установило следствие, "Конкорд" наехал на металлическую пластину, которая осталась на ВПП от взлетевшего самолета.
Трагедия стала последней каплей для рынка. "Конкорду" припомнили все: и большие расходы на содержание и эксплуатацию самолета, и дорогие авиабилеты. А еще самолету требовались длинные полосы с хорошим покрытием, да и сертификация каждого нового аэропорта для приема "Конкордов" была каторжной процедурой.
Самолет опередил свое время, при этом он был важен для мирового авиастроения, говорит в интервью радио Sputnik генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук, независимый эксперт Владимир Попов:
«
"Самолет родился раньше своего времени. Цена, качество, его экономическая необоснованность в эксплуатации, поскольку двигатели были недостаточно экономичными и их эффективность была низкая, – все это предопределило роль "Конкорда". Конкурентоспособность в авиации, безусловно, намного выше, чем в других отраслях промышленности. Многое зависит от эффективности конструкторов, технологов, потому что все завязано на том, чтобы и производство было свое, и материалы были свои, и разработки свои – все это на будущее многое дает для других отраслей промышленности".
Французско-британский "Конкорд" прекратил полеты в 2003 году. Он был последним пассажирским самолетом, который летал быстрее звука, развивая скорость 2440 км/ч.
Автор Кирилл Гришин, радио Sputnik
Бывший командир Ту-154 рассказал, что "подписало приговор" самолету
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем