Авторы

Подозрительные "зеленые": защитники или преступники?

Читать на сайте radiosputnik.ru
Его обвинили в убийстве. Полтора года держали в тюрьме. Применяли бессмысленные пытки – сознаваться ему было не в чем. И все-таки его казнили. 10 ноября 1995 года в Нигерии повесили писателя Кена Саро-Виву.
В последнем слове Кен сказал: "Я человек, потрясенный унизительной нищетой своего народа, который живет в обильном краю. Я взбешен разорением его земли". С ним повесили еще восьмерых. Все они были экологическими активистами из "Движения за выживание народа огони".
Покажите крокодила
Огониленд – регион в дельте реки Нигер. Один из самых богатых по количеству флоры и фауны и плодородию почвы. Так было до тех пор, пока в нем не нашли нефть. С конца 1950-х его "хозяином" стала голландская нефтедобывающая компания Shell – нигерийские власти не возражали. Качали варварски. К началу 90-х Огониленд стал одним из самых грязных мест на планете. Речная вода превратилась в масляную жижу, нефть на пять метров пропитала землю, мангровые леса погибли, местные африканцы забыли, как выглядят крокодилы и черепахи. Их поставили перед выбором: уезжать или оставаться и пить воду из колодцев, в которой содержание бензола в 900 раз превышает норму ВОЗ. Сын вождя племени огони Кен Саро-Вива вступился за соплеменников. Сначала как публицист. Реальную опасность стал представлять, когда за ним против "европейских нефтяников" массово пошли огони. Его арестовали вскоре после трехсоттысячного марша протеста. Протестующие требовали повысить стандарты нефтяных работ и выплатить компенсации за разрушение окружающей среды. Для властей Нигерии это было неприемлемо. В Огониленд ввели войска, убили более тысячи несогласных. А заодно и четверых граждан, лояльных к правительству и нефтяной индустрии. В их смерти затем попытались обвинить Кена и его друзей. Без доказательств.
Не стой на пути
Кен Саро-Вива ничего не добился, кроме того, что в 2013 году его именем назвали одну из улиц в Амстердаме (Ken Saro-Wiwastraat). "Таких, как он, в Африке немного, и на это есть свои причины", – говорит профессор ВШЭ африканист Николай Щербаков:
«
"Есть дама из Кении, Вангари Маати, общепризнанный борец за экологию, и, пожалуй, все. У людей, которые занимаются общественной деятельностью в Африке, громадное чисто политическое невозделанное поле. До экологических проблем им трудно добраться. Но экология – часто причина политических неурядиц, так что ею приходится заниматься в любом случае".
В неблагополучных странах следовать примеру Саро-Вивы опасно. Зеленых защитников нередко убивают, как это было, например, в Бразилии в 2012 году. Двое исчезли после своего публичного доклада "о негативном воздействии нефтяных проектов в штате Рио-де-Жанейро". Позднее их тела нашли на пляже. В 2016-м в Гондурасе неизвестные застрелили экологическую активистку Берту Касерес в ее собственном доме. Она поплатилась жизнью за требование не возводить дамбу на реке Гуалькарке.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем