Авторы

Сорок лет спустя. Что изменилось с первого полета на энергии Солнца?

Первый самолет на солнечных батареях и электродвигателе взлетел в небо ровно сорок лет назад, 7 июля 1980 года. С тех пор появились новые материалы и новое поколение солнечных батарей, однако конкурентами обычным самолетам такие летательные аппараты пока не стали.
Читать на сайте radiosputnik.ru
Эксперт о засекреченной катастрофе в Неваде: Голливуд – изобретение США
Солнце способно на многое: оно освещает, греет и позволяет существовать органической жизни. А еще оно может генерировать электроэнергию, не без помощи специальных батарей, но может же. Первые солнечные панели начали появляться еще в 70-х годах прошлого века, и с тех пор на эту технологию возлагают большие надежды как на источник возобновляемой энергии. Причем, не только для бытовых нужд – 7 июля 1980 года через Ла-Манш перелетел самолет на солнечных батареях. Аппарат Solar Challenger вылетел из предместий Парижа и приземлился на военно-воздушной базе в графстве Кент. Расстояние в 302 километра самолет преодолел за чуть более чем пять часов.
Летательный аппарат сконструировал американский инженер Пол Макриди. Кстати, для него это был не первый опыт. Годом ранее Макриди собрал мускулолёт. Да, самолет на электрической тяге от солнечной энергии – это круто, но механизм на человеческой тяге круче. Как тебе такое, Илон Маск? Правда, мускулолёт был разовой историей. Его пилот – велосипедист-любитель и дельтапланерист Брайан Аллен крутил педали что есть мочи более двух часов, чтобы пересечь Ла-Манш. И пересек.
Пилоту Solar Challenger повезло больше, ему ничего крутить не надо было. Только со скоростью в 64 км/ч наблюдать за волнами Ла-Манша. После успешного полета, разумеется, пошли разговоры о перспективах и будущем солнечной энергии в авиации. Это же прототип, большие корпорации вложат деньги, и оно залетает уже между Парижем и Лондоном! Но не тут-то было, КПД солнечных батарей первого поколения оказался крайне низким, всего 10%.
Эксперт оценил перспективы создания электрических самолетов в России
К разочарованию мечтателей, бессердечные физики рассчитали предел эффективности преобразования солнечной энергии для кремниевых микросхем, из которых состоят солнечные панели. Он составил примерно 34%. Тем не менее, батареи второго поколения обходят этот предел, сейчас они добились КПД в 46%. Как вы понимаете, пока никакой конкуренции между солнечной энергией и авиационным керосином не предвидится. Батареи третьего поколения могут повысить энергоэффективность, но даже в этом случае вряд ли стоит ждать революции в полетах на солнечной тяге.
Однако аппараты на солнечных панелях от этого летать не перестали. Пока самый успешный – швейцарский проект Solar Impulse. Первая модель провела в воздухе 26 часов. Вторая получила возможность выполнять полеты на максимальной скорости до 140 км/ч днем и 90 км/ч ночью.
Solar Impulse 2 прекрасен для продвижения идей альтернативной энергии в массы, но для перелета между Парижем и Лондоном не годится. Даже для очень богатых людей. Обычная электричка Eurostar едет из французской столицы в британскую со средней скоростью 300 км/ч.
Пока единственный путь этой машины в псевдоспутники – беспилотный летательный аппарат, который может находиться в воздухе месяцами. Американский стартап Skydweller Aero обещает переделать Solar Impulse 2 в такой псевдоспутник к 2021 году. Но тогда его будут использовать для разведки, наблюдения и ретрансляции сигналов, а вовсе не для пассажирских перевозок.
Автор Кирилл Бакеев, радио Sputnik
Ученые разработают сверхлегкую оптическую систему для зондирования Земли
Что будет с валютой? Как заработать много денег? Все об экономике понятным языком – в нашем Телеграм-канале. А в Яндекс.Дзен – самые интересные истории со всего света.
Обсудить
Рекомендуем