Интервью

Пляски на костях или скорбеть по-новому: как чтят погибших в Бабьем Яру

Читать на сайте radiosputnik.ru
"Холокост-Диснейленд" - так окрестили еще не открывшийся Мемориальный центр в Бабьем Яру. Его строят в память о жертвах трагедии 1941 года. Тогда за 2 дня нацисты убили 33 тысячи человек. Спустя несколько дней после того, как немцы взяли Киев, на улицах появились листовки с приказом на русском и украинском языках: "Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник, 29 сентября, к 8 часам утра на угол улиц Мельника и Дегтяревской (возле кладбищ). Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплую одежду, белье и проч. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян".
На тот момент в Киеве проживало около 50 тысяч евреев. В назначенный день явились 33 тысячи человек. Они были уверены, что их эвакуируют из города. Местом сбора стало урочище Бабий Яр, а дата совпадала с главным иудейским праздником Йом-Кипуром, который в переводе означает "Судный день".
Людей силой загнали к краю карьера, заставили раздеться и начали расстреливать. Расправа продолжалась 36 часов. Вплоть до 1943 года это место оставалось лагерем смерти, где погибли по разным подсчетам от 70 до 200 тысяч человек. Кроме евреев убивали цыган, душевнобольных, партизан и военнопленных.
В советские годы по разным причинам долго не возводили мемориал. В 1976 году появился памятник жертвам массовых убийств, но не жертвам холокоста. Упоминание о погибших евреях появилось лишь в 1989. А в 1991 соорудили мемориал в виде меноры - иудейского семисвечника.
В 2015 началась работа над мемориальным комплексом. Спустя четыре года художественным руководителем музея стал режиссер Илья Хржановский. Он предложил идею, которая вызвала массу споров, и заставила некоторых сотрудников покинуть проект по этическим соображениям. Хржановский предлагает посетителям музея очутиться на месте тех страшных событий, представить себя жертвой или палачом, участвовать в психологических экспериментах. Допустимо ли такое увековечивание памяти, в интервью радио Sputnik рассказал политолог, директор Института свободы Федор Бирюков.
Обсудить
Рекомендуем