Интересы Норвегии в Арктике – под угрозой. Местные парламентарии обеспокоены тем, что Россия может первой начать осваивать трансграничные месторождения в Баренцевом море и в результате все углеводороды из тех краев достанутся ей, пишет норвежское издание Dagbladet.
У России действительно есть три лицензии на разработку месторождений, но добыча углеводородов с российской стороны там не ведется. Так зачем тогда норвежские политики поднимают такой шум и пугают, что запасы нефти и газа могут попасть в руки россиян?
Все очень просто. По норвежским законам, страна не может добывать полезные ископаемые севернее линии, где еще в апреле 15 процентов территории покрыто льдом. То есть запасы углеводородов на этой территории, у кромки льда, считаются неприкосновенными.
А вот у России таких ограничений нет, что и вызвало бурю негодования среди политиков и депутатов. Хотя никто не заставлял королевство принимать такие кабальные законы и, по сути, связывать себе руки. В чем признался депутат из комитета по вопросам нефтяной и энергетической политики Юн Георг Дале, который заявил, что "прискорбно, что мы своими постановлениями мешаем норвежцам разрабатывать наши общие месторождения, в то время как русские беспрепятственно качают нефть".
Под давлением парламентариев в Осло пообещали, что будут готовы пересмотреть запрет на разработку неприкосновенных месторождений в арктической зоне, правда, с условием, если будет доказано, что Москва тоже имеет к ним доступ со своей стороны, добавляет Dagbladet. Однако депутаты настроены решительно и требуют от правительства срочных действий.
Самое интересное, что пока нет доказательств, что у России и Норвегии есть трансграничные месторождения и неизвестно, какие из них являются таковыми. Так что, начинать, видимо, надо было с другого, а уже потом подсчитывать убытки от потерянных углеводородов.
Недавно Норвегия из-за коронавируса и падения цен на нефть впервые в истории продала активы своего крупнейшего в мире суверенного фонда. Может быть, поэтому все вспомнили о нефтяной "заначке" и доходах от нее.
Автор Ольга Гаврилова, радио Sputnik