Авторы

Ленин в гараже: паккард в овраге – рено в угоне

Читать на сайте radiosputnik.ru
"Не делайте реверанс каждой курице, поезжайте быстрее". Ленин часто говорил это своему водителю. Он любил быструю езду, но кроме велосипеда ничего "водить" не умел. Машин у него было пять.
"Мой гараж" – так Ленин называл Гараж Особого Назначения. ГОН появился в 1920 году: 4 машины на ходу, пятая, как правило, в ремонте. Ими пользовался сам Ленин и члены его семьи. Начальником ГОНа был его личный шофер, с 1923 года – личный шофер Сталина (он тоже не водил).
"Американцы" на полугусеничном ходу
Автопарк советскому правительству достался "по наследству". Об этом рассказала главный научный сотрудник музея-усадьбы "Горки Ленинские" Тамара Шубина. В основе был гараж Николая II. После Февральской революции 1917-го его забрало себе Временное правительство, а после Октябрьской революции – Совет народных комиссаров. Первый автомобиль Ленину как главе государства купили только в 1922 году. Для этого создали частную компанию с ограниченной ответственностью, зарегистрировали ее в Англии как "Аркос", и она приобрела роллс-ройс модели "Серебряный призрак". Как только автомобиль прибыл в Петроград, его отправили на Путиловский завод и переделали в автосани. Передние колеса поставили на лыжи, задние – на гусеницы. "Призрак" возил Ленина в последние зимы его жизни из Москвы в Горки и по окрестностям Подмосковья. Роллс-ройсов было несколько. Был еще и паккард: тоже переделанный в автосани, но еще при царе. При советской власти он однажды завалился в овраг и восстановлению не подлежал.
Автомобиль-сани бывшего царя Николая II
Все несчастья от "французов"
Любимой машины у Ленина не было. Что подавали – на том и ехал, не привередничал. А у Николая II, который, кстати, хорошо водил, такая машина была. Шестиместный лимузин фирмы "Делоне – Бельвиль". В гараже Совнаркома ему составили компанию и другие "французы". Например, "Тюрка – Мэри". Правда, это роскошное царское авто через два дня после революции угнали прямо из Смольного, из-под окон штаба большевиков. "Постарались" сотрудники пожарной охраны. Хотели спрятать его на окраине Петрограда, перекрасить, переправить в Финляндию и продать. Машину разыскали. Но был и еще более наглый угон, о чем также рассказала Тамара Шубина:
«
"В Петрограде действовал известный уголовник Яков Кошельков. В 1919 году его банда остановила машину Ленина. Угрожая оружием, Кошельков заставил выйти самого Ленина, его сестру, охранника и шофера. Угнав машину, бандиты потом совершили на ней несколько нападений и даже убийств. Но ее тоже нашли".
Автомобиль Delaunay-Belleville 40HP (1909 г.) на выставке старинных автомобилей "Первые моторы России"
Это был автомобиль самой несчастливой для Ленина марки: "Рено". За пять месяцев до угона возле него же на Ленина было совершено покушение с тяжелейшими последствиями. Подошла женщина (Фанни Каплан), начала что-то спрашивать. И вдруг с расстояния трех шагов от машины кто-то трижды выстрелил в Ильича из браунинга.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Радио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.
Обсудить
Рекомендуем