В этот день, …лет назад
Двадцать седьмого января 1924 года прошли похороны вождя пролетарской революции, основателя первого в мире социалистического государства Владимира Ульянова-Ленина.
Первый временный деревянный Мавзолей был возведён ко дню похорон Владимира Ильича Ульянова (Ленина) (27 января 1924)
Сразу встал вопрос: где и как хоронить? Понятно, на Красной площади, среди братских могил павших героев Октября. В специально сооруженном Мавзолее. Архитектор Алексей Викторович Щусев получил задание соорудить усыпальницу за три дня до похорон. Позднее он вспоминал: "Я высказал свои соображения, что силуэт Мавзолея не должен быть высотным, а иметь ступенчатую форму. Надпись я предложил простую ‒ одно слово, в котором заключено столько волнующего смысла для всего трудящегося человечества. Это слово ‒ Ленин. Планировка Мавзолея была рассчитана таким образом, чтобы создать график движения, обеспечивающий непрерывный пропуск значительных масс народа без сутолоки и пробки".
К утру 24 января Щусев представил эскиз Мавзолея, который утвердила правительственная комиссия. Из-за недостатка времени мавзолей решили делать из дерева.
В те дни в Москве было холодно: по ночам до минус тридцати градусов. Сначала мерзлую землю под фундаментом мавзолея разогревали кострами. Сизифов труд! Пришлось взрывать динамитом. А пока одни рабочие взрывали, другие тут же рядом сколачивали временный последний приют для Ильича. Едва успели. Последние стуки молотков прекратились, когда на Красную площадь уже вступила траурная процессия. Красный гроб установили на помосте перед мавзолеем. В конце церемонии прощания загудели гудки заводов и фабрик. Гроб вносили в мавзолей под залпы орудий и пение – "Вы жертвою пали в борьбе роковой"…
Очередь в Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади
Первый мавзолей мало походил на современный, воздвигнутый в 1930 году. Над землей возвышался темно-серый куб, увенчанный небольшой трехступенчатой пирамидой высотой в три метра. Мавзолей издалека напоминал уменьшенную копию знаменитых египетских пирамид.
А ведь еще совсем недавно марксисты, и Ленин с большевиками, выступали против абсолютизации роли личности в истории, против культа личности. А чем все кончилось? Обожествлением вождя мирового пролетариата и отца всех времен и народов в таких масштабах, которые можно встретить разве что у древних восточных сатрапий.
И в построенном позднее по проекту Щусева Мавзолее Ленина ощутимы мотивы древней сакральной архитектуры, а также веяния авангарда. Не зря мавзолей критики сравнивали с "Черным квадратом" Казимира Малевича (у которого, как известно, был предшественник – картина Альфонса Алле "Битва негров в пещере ночью" 1882 года).
Архитектор Алексей Викторович Щусев
Сам Щусев впоследствии писал: "Я стал вспоминать, как египтяне делали пирамиды, но тут рядом стоял на площади храм Василия Блаженного. Мне говорят, что я должен сделать мавзолей выше Василия Блаженного. Я начал перебирать в голове, все вспоминать и нашел в раскопках, что под стенами Трои стояла маленькая вещь, но значительная. И вот, я сделал так".
Конечно мавзолей – не самая выдающаяся работа Щусева. Однако после этой работы Алексей Викторович – официально признанный главный советский архитектор. Мавзолей стал для него своеобразной охранной грамотой, и не только спас от всяческих нападок, но и еще позволил Щусеву помочь многим деятелям культуры, чья судьба сложилась не столь удачно.
Кстати, некоторые современные исследователи утверждают, что автором мавзолея был вовсе не сам Щусев, а его подчиненный, некий польский архитектор, который потом погиб на Соловках. Доказательств этому нет, хотя Щусев действительно работал не один, а во главе творческого коллектива. И естественно, что проблему соавторства не всегда можно решить однозначно. Ну как поделить романы братьев де Гонкуров или сказки братьев Гримм: что придумал Якоб, что Вильгельм, а что ‒ просто записанный народный миф?..
Посетители заходят в Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади, который открылся после ремонта
А начинал свою карьеру Щусев как церковный зодчий. В основном он строил храмы. Творчески переосмысливал в своих проектах традиции древнерусской архитектуры. Среди таковых: памятник на Куликовом поле, здание Казанского вокзала, храм Спаса Преображения на Московском городском Братском кладбище жертв Первой мировой войны, Покровский собор Марфо-Мариинской обители. Покровский храм с большой луковичной главой на высоком барабане напоминает по формам древнерусские аналоги Новгорода и Пскова, но при этом полностью оригинален. Декоративные рельефы собора исполнил Сергей Коненков. Настенную живопись – близкий друг Щусева Михаил Нестеров, которому помогал молодой Павел Корин.
Н.К. Крупская вспоминала: "В марте 1923 года, когда у Ленина случилось обострение болезни и состояние его здоровья резко ухудшилось, он обратился ко мне с просьбой. "Надюша, ‒ сказал он, ‒ очень прошу, постарайтесь с Маняшей (Мария Ильинична, сестра Ленина, – мое прим.) сделать все, чтобы меня похоронили рядом с мамой" (она была похоронена на Волковом кладбище в Петрограде, – мое прим.).
Владимир Ильич Ленин на смертном одре. Резиденция Горки. 22-23 января 1924 года
Когда Володю перенесли из Горок в Москву, я передала его просьбу Сталину. А он дернул несколько раз за правый ус и сказал: "Владимир Ильич больше принадлежал партии. Ей и решать, как с ним поступить"".
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.