Четыре года назад музыкальный мир потерял легендарного артиста Дэвида Боуи. Он отметил 69-й день рождения премьерой нового альбома, а через два дня ушел из жизни. Это стало ударом для миллионов поклонников "хамелеона рок-музыки". 8 января Боуи исполнилось бы 73 года. К этой дате в Британии выпустили альбом с ранее не издававшимися его песнями.
За что поклонники продолжают любить Боуи и какое значение он имеет для современной культуры? Поговорили с журналистом и музыкальным критиком Андреем Бухариным.
- Любое творчество - это всегда тайна. Оно всегда многозначно. Тем более, у Дэвида Боуи. Не думаю, что его последнее послание все-таки разгадано до конца. Оно было окутано очень оккультным флером. Все видели эти клипы. Например, одноименный клип с альбома Blackstar - это вообще мрачный эпос. Понятно, что Дэвид Боуи в своем последнем альбоме срежиссировал свою смерть. Он не мог такое важное дело, как смерть, оставить на самотек. Это грандиозно поставленная история. Все, что он сделал в свои последние годы, укрепило ту невероятную популярность, обозначило невероятный масштаб этого артиста.
- Уже предпоследний альбом в 2013 году - The Next Day - был похож на завещание. Он имел огромный успех. Все страшно соскучились после 10-летнего перерыва в творчестве Боуи. Уже тогда начался сегодняшний бум Дэвида Боуи. Хотя этот альбом очень печальный. Он не был болен тогда, но, видимо, предчувствовал это. Кроме того, возраст. Я думаю, он очень тяжело переживал старение.
- Этот человек, конечно, был рожден для славы. Он делал все для славы. Возможно, слава была одним из важнейших стимулов, которые его двигали.
- Он сам и есть свое главное произведение. Понятно, что прекрасные песни, альбомы... Но он сумел создать произведение искусства - самого себя. И он сумел создать тот образ, те песни, которые отражали что-то такое, что испытывали многие другие люди. Какую-то отчужденность, какой-то образ иного, чужого.