Товары с пометкой "без ГМО" можно сейчас увидеть практически во всех магазинах. Для потребителя это некий маркер натуральности и безопасности продукта, но хотелось бы понять, насколько действительно опасны или нет технологии ГМО.
О том, когда медицина победит рак и ВИЧ, о том, когда генная инженерия сможет повлиять на омоложение, расскажет популяризатор науки, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, лауреат премии "Просветитель" за книгу "Сумма Биотехнологии" Александр Панчин.
- С помощью генной терапии можно лечить на сегодняшний день три класса заболеваний. Наибольшие успехи достигнуты в лечении наследственных заболеваний, раньше они были вообще не излечимы. Например, гемофилия. Сейчас есть генная терапия от этого заболевания, она уже прошла успешные клинические исследования. С помощью вируса в клетки печени пациента доставляют ген, кодирующий фактор свертывания крови. То есть от вируса оставляют только его оболочку. Вирус используется только для того, чтобы проникнуть в клетку. Все вредоносное вирусное содержимое, весь его программный аппарат устраняется и заменяется полезным геном.
- Есть отдельные смешные истории - кремы с растительными стволовыми клетками. Смешные, потому что у людей стволовые клетки ассоциируются с чем-то омолаживающим. Поэтому они и думают, если я измажусь растительными стволовыми клетками, то это меня омолодит. Но это не имеет никакого научного смысла. Стволовые клетки важны с точки зрения омолаживания, потому что они делятся и превращаются в клетки человека, из которых могут появляться человеческие ткани, восстанавливаться они могут из-за этого. А растительные стволовые клетки никак не могут превратиться в клетки человека, у них совсем другая ДНК. Это просто маркетинговый прием, чтобы подороже продать.