Столько нелестных слов в свой адрес Александр Борис де Пфеффель-Джонсон, более известный как Борис Джонсон, пожалуй, не слышал за всю свою жизнь. Ему – 55, и он многое повидал на своем веку. 32 раза менял место жительства, был уволен из Times за фейк, перешел в другую газету, потом подался в политику – стал мэром Лондона, главой Форин-офиса и, наконец-то, премьер-министром.
Так вот, после того, как Джонсон с одобрения королевы приостановил работу парламента на месяц, по сути, лишив своих оппонентов права голоса в преддверии Brexit'a, тысячи людей вышли на "похороны демократии". Так британцы назвали циничный маневр Джонсона обойти голосование в парламенте. Протестующие несли лозунги "Борис – диктатор и душитель свобод", "Нет перевороту" и тому подобное. Один из участников акции пришел к резиденции премьера на Даунинг-стрит в маске Джонсона с лопатой и вырыл могилу с надписью "Покойся с миром, британская демократия".
Оппозиция тоже активно включилась в кампанию против "конституционного произвола" Джонсона. Заметнее всех – лидер лейбористов Джереми Корбин, который призвал королеву Великобритании остановить Джонсона и даже попросил о личной встрече, что, в общем-то, можно сравнить со стрельбой из пушек по воробьям. Такова традиция британских монархов – стоять над схваткой и не вмешиваться в политику. И, как правило, британские монархи соглашаются с министрами. Правда, глава группы противников Brexit'a под названием "Лучшее для Британии" Наоми Смит рискнула напомнить Елизавете Второй, что "история не слишком благосклонно относится к королевским особам, которые помогают и содействуют подавлению демократии".
Оппозиция собирается объявить Джонсону вотум недоверия и создать альтернативное правительство противников Brexit'a. Но вопрос, кто его возглавит. Джереми Корбин считает, что лучше всего с этим справится он, но другие так не считают. В общем, опять на те же грабли, когда амбиции мешают сплотиться и выступить единым фронтом. Времени на раздумья не остается. Если депутаты не смогут избрать нового премьер-министра, а работа парламента будет приостановлена, то Джонсону уже вряд ли кто-то сможет помешать вывести страну из ЕС без сделки. И надежды на то, что премьер даст задний ход, нет никакой.
Более того, на всякий случай в окружении Бориса Джонсона уже дали понять, что в случае кризиса он может распустить парламент и назначить новые выборы на ноябрь, когда Brexit уже случится.
Блестящий ход, но и вправду не очень демократичный. Как известно, Джонсону весьма импонирует политика Уинстона Черчилля и, видимо, ему не дают покоя лавры своего знаменитого предшественника, который никогда не пытался закрыть двери Вестминстера для своих политических противников, но убеждал их тремя-четырьмя речами, вошедшими в историю, пишет испанская El Mundo.
Джонсон убеждать никого не стал, памятуя, видимо, о печальном опыте Терезы Мэй, которая провалила три голосования по Brexit'у. Джонсон не стал рисковать, а просто закрыл парламент. То есть депутаты вернутся с каникул 3 сентября, а с 12 числа снова уйдут в вынужденный отпуск и вернутся, по планам Джонсона, только 14 октября. Это означает, что у парламентариев просто не останется времени на то, чтобы помешать жесткому Brexit'у.
Автор Ольга Гаврилова, Радио Sputnik