Революцию в гостиничном деле произвел Цезарь Ритц. "Король отельеров и отельер королей", говорили о нем. Это ему приписывают изречение "клиент всегда прав". Как управляющий "Савоя" Ритц поставил на максимальный комфорт, который в конце XIX века означал неслыханную роскошь: гостиница была напичкана техническими новинками.
Магнит роскоши
Ни один отель в мире не может похвастаться таким внушительным числом знаменитых гостей, как лондонский "Савой". Его предпочитали Оскар Уайльд и Чарли Чаплин, Марлен Дитрих и Мерлин Монро, Фрэнк Синатра и будущий английский король Эдуард VII. Почти два года жил в "Савое" Клод Моне, оставив серию лондонских пейзажей: из окон отеля открывался живописный вид на Темзу. Теперь два номера в "Савое" – 512 и 513 – носят имя знаменитого художника. И это несмотря на то, что Моне на самом деле жил в дешевых комнатах рядом с общежитием для персонала – на фешенебельные апартаменты у него никогда не было денег.
© flickr.com, Nic
Отель "Савой"
Пожалуй, больше всех "Савой" любил Уинстон Черчилль. В пору журналистской юности снимал в нем номера, чтобы писать газетные репортажи. В зрелые годы ему здесь также хорошо работалось: уже в статусе британского премьера Черчилль устраивал в отеле ланчи для кабинета министров. Он же поддержал и необычную традицию – неизменно требовал к столу гостиничный талисман: кота Каспара.
Четырнадцатый гость
Каспар не был настоящим котом. Это реалистичная деревянная скульптура, которая появилась в "Савое" после мистического случая. В 1898 году некий южноафриканский алмазный магнат заказал в отеле ужин на 14 персон. Один гость не пришел, и за столом оказалось 13 человек. По этому поводу кто-то из ужинавших сказал: кто первым выйдет из-за стола, тот скоро умрет. Первым ушел сам магнат, а через пару недель его застрелили в Йоханнесбурге. В итоге управляющий отеля стал сажать за стол своего сотрудника, если на трапезу собиралось несчастливое число гостей. Но вскоре от этого отказались – застольные разговоры не предполагали "чужих ушей". Так появился "14-й гость" – деревянный Каспар. Он существует до сих пор: как прежде ему повязывают салфетку на черную грудь и ставят перед ним тарелку с приборами.
С годами "кошачья тема" из "Савоя" распространилась по многим гостиницам мира, причем нередко символом выбирается живая кошка и за стол ее, конечно, не сажают. Так, в одном из отелей Объединенных Арабских Эмиратов служил кот Скабенга, в таиландской гостинице – кошка Маргарита. Во французском пятизвездочном была пушистая Кармен, а у итальянского Hotel de Russie целых два символа: Мона и Лиза, для которых шеф-повар специально жарит лосося.
Бар в отеле "Савой" в Москве
Больше "Савоев", хороших и разных
Гостиничные новинки в Лондоне 130-летней давности сегодня норма отельного бизнеса. Однако не все и не сразу к ней подтянулись. Среди тех, кто попробовал сделать это более стал лет назад, московская гостиница "Савой". Она открылась в 1913-м и во многом соответствовала "британскому оригиналу". Как и лондонская, расположилась в театральном месте. Там собирались актеры и публика театра "Ковент-Гарден" – здесь в пешей доступности Большой и Малый театры. Роскошь тоже присутствовала, но на свой манер: пышная неоклассическая архитектура, интерьеры в стиле рококо, зеркальные потолки. И знаменитостей в русском "Савое" побывало немало: Сергей Есенин и Айседора Дункан, например, и вовсе числились жильцами.
Постояльцами нашего времени были Монсеррат Кабалье и Лучано Паваротти, Патрисия Каас и Ричард Гир. Есть у московского "Савоя" и свой талисман-хранитель, рассказал москвовед Олег Фочкин:
«
"Это саламандра, которая многие годы спасает отель от бед. Наш "Савой" строился по заказу страхового общества "Саламандра", а оно страховало от огня, и потому в декоре здания изначально присутствовало изображение этого земноводного. В московском "Савое" были пожары, но считается, что отель никогда не сгорал дотла и успешно восстанавливался благодаря помощи саламандры. Она не только знак огнеборцев, но и символ возрождения, ведь в природе саламандра – чемпион по регенерации тканей".
Спальня в отеле
Сегодня мировой список отелей с названием "Савой" занимает три листа в формате А-4, как пояснил представитель менеджмента московской гостиницы-тезки. При этом далеко не все стараются держать "лондонскую марку": есть четырех- и трехзвездочные "Савои", и даже хостелы без звезд берут раскрученное название. С другой стороны, давно известны и семизвездочные отели, которым легендарный бренд не указ и где в "минимум услуг" входит не просто ванная, а ванная с видом из гигантского панорамного окна, не телефон, а сеть Wi-Fi, не свет, а экзотические варианты освещения, и не просто лифты, а непременно скоростные.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik