Московский Кремль обветшал – так решил государь всея Руси Иван III. Белокаменному Кремлю было сто с лишним лет, его терзала не только Орда, но и природа: во время землетрясения 1445 года рухнул один из соборов. Решено было обновить оборонительное укрепление, и 19 июля 1485 года началась великая кремлевская стройка.
Иван III пригласил пять архитекторов из Северной Италии. Во-первых, потому что у древней русской и северо-итальянской архитектуры общий византийский корень: после падения Западного Рима Северная Италия была частью Византии и там строили так же, как на Руси. Во-вторых, северные итальянцы делали самый прочный в Европе строительный материал – красный кирпич. Они поделились с русскими мастерами секретами обжига.
Главный по Кремлю
Возглавил итальянское "архитектурное бюро" великий Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля – это творение его рук. Он же был автором "перепланировки" крепости. Фиораванти как военный инженер не раз участвовал в русских военных походах – командовал артиллерией. В отличие от своих коллег-земляков, он жил в Москве не на съемной квартире – ему отвели палаты на территории Кремля рядом с великокняжеским дворцом. И он получал огромную зарплату – 10 рублей в месяц, это почти килограмм серебра.
Макет "Кремль Ивана III"
Тайны неприступности
Возведение новой кремлевской стены началось со строительства Тайницкой башни – центральной по южной стороне. Ее автор – архитектор Антонио Джиларди. Эта башня стала первым кирпичным фортификационным сооружением в России, среди кремлевских башен она старейшая. Внутри нее построили тайный выход к Москве-реке и колодец, что позволяло снабжать крепость водой в случае осады. Изначально в Тайницкой башне имелись ворота с укреплением сверху: бойницы на подъемном механизме. На ней круглые сутки дежурили часовые, они же в случае пожара звонили в колокола. Когда на башню поставили пушку, она стала выполнять функцию "курантов" – палить ровно в полдень.
Следующие башни на стене имели сходные характеристики. Выдавалась вперед, чтоб с них простреливалось пространство вдоль стен, каждая угловая и вовсе была многоэтажной "крепостью в крепости" с обязательным колодцем внутри. С "углов" можно было сражаться при полной изоляции, а кроме того, с каждой такой башни вся внутренняя территория Кремля – как на ладони, так что в случае захвата можно было продолжать биться. Другое дело, что Московский Кремль – единственная европейская крепость, которую ни разу не удалось взять штурмом.
Тайницкая башня Московского Кремля
Стена с начинкой
Новые стены из красного кирпича строили "по старым", отступая наружу. Направление не меняли, в одном только месте стену сделали прямее – от Спасской башни, и территория Кремля чуть увеличилась. Итоговая протяженность укрепления – 2 км 235 м в длину, площадь внутри стен – 28 га. Работали так: строители разбирали небольшой участок белокаменной стены и быстро возводили краснокирпичный. Но целиком кирпичными стены не были. Из огромных восьмикилограммовых кирпичей строили каркас до 115 см глубиной, его заполняли белым камнем с известью и обкладывали еще четырьмя рядами кирпичей. Позднейшие исследования показали, что всего было использовано около ста миллионов кирпичей. В среднем толщина стен составила четыре метра, по ним можно было провезти повозки.
Первой поставили южную стену, выходящую к Москве-реке, от нее двигались одновременно с двух сторон, пока ограда не сомкнулась. На разных участках высота стены разная – от 5 до 19-ти метров. Наиболее высокие отрезки – там, где не было естественных водных преград: вдоль Красной площади, например. В завершениях стен зубцами итальянцы повторили стену замка Сфорца в Милане, только там зубцы декоративные, а у Московского Кремля имеют щели, которые работали как бойницы: в этом случае пролеты между зубцами закрывались щитами.
Зубцы стали настоящим украшением Московского Кремля
Вишенка на торте
В плане Кремль представляет собой неправильный треугольник. И в нем – все итальянское. Так считает ведущий научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Владимир Дугельский:
«
"Это так называемая староломбардская крепость. Для Италии такой тип постройки с башнями был уже архаикой – Московский Кремль возводился в конце XV века в соответствии с ломбардскими крепостями начала того же столетия. Итальянцы высокие башни уже не ставили, но с ними Кремль выглядел представительнее. А вот надстройки наших башен в XVII веке – это другая история: в них соединились поздняя английская готика и русский шатровый стиль. Весь этот синтез оказался безумно интересным, и именно он создает сегодня облик Кремля".
Колокольня Ивана Великого в московском Кремле
Облик Кремля невозможно представить и без колокольни Ивана Великого. Она появилась уже после смерти Ивана III. Ее поставил архитектор Бон Фрязин, потому что существовала тогда в Италии такая традиция – строить отдельно стоящую колокольню. Это был первый столичный небоскреб – 80 метров: итальянская вишенка на русском торте.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Хотите быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Instagram.