https://radiosputnik.ru/20190719/1556615021.html
Перестройка Ивана III. Как итальянцы 10 лет кремлевский бюджет осваивали
Перестройка Ивана III. Как итальянцы 10 лет кремлевский бюджет осваивали - Радио Sputnik, 03.03.2020
Перестройка Ивана III. Как итальянцы 10 лет кремлевский бюджет осваивали
Московский Кремль обветшал – так решил государь всея Руси Иван III. Белокаменному Кремлю было сто с лишним лет, его терзала не только Орда, но и природа: во время землетрясения 1445 года рухнул один из соборов. Решено было обновить оборонительное укрепление, и 19 июля 1485 года началась великая кремлевская стройка.
2019-07-19T03:00
2019-07-19T03:00
2020-03-03T15:04
авторы
москва
иван iii
московский кремль
россия
https://cdn.radiosputnik.ru/images/155538/72/1555387254_261:0:2873:1469_1920x0_80_0_0_be20c6ef67fac8bb545a0d35e5801dc2.jpg
Московский Кремль обветшал – так решил государь всея Руси Иван III. Белокаменному Кремлю было сто с лишним лет, его терзала не только Орда, но и природа: во время землетрясения 1445 года рухнул один из соборов. Решено было обновить оборонительное укрепление, и 19 июля 1485 года началась великая кремлевская стройка.Иван III пригласил пять архитекторов из Северной Италии. Во-первых, потому что у древней русской и северо-итальянской архитектуры общий византийский корень: после падения Западного Рима Северная Италия была частью Византии и там строили так же, как на Руси. Во-вторых, северные итальянцы делали самый прочный в Европе строительный материал – красный кирпич. Они поделились с русскими мастерами секретами обжига.Главный по КремлюВозглавил итальянское "архитектурное бюро" великий Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля – это творение его рук. Он же был автором "перепланировки" крепости. Фиораванти как военный инженер не раз участвовал в русских военных походах – командовал артиллерией. В отличие от своих коллег-земляков, он жил в Москве не на съемной квартире – ему отвели палаты на территории Кремля рядом с великокняжеским дворцом. И он получал огромную зарплату – 10 рублей в месяц, это почти килограмм серебра.Тайны неприступностиВозведение новой кремлевской стены началось со строительства Тайницкой башни – центральной по южной стороне. Ее автор – архитектор Антонио Джиларди. Эта башня стала первым кирпичным фортификационным сооружением в России, среди кремлевских башен она старейшая. Внутри нее построили тайный выход к Москве-реке и колодец, что позволяло снабжать крепость водой в случае осады. Изначально в Тайницкой башне имелись ворота с укреплением сверху: бойницы на подъемном механизме. На ней круглые сутки дежурили часовые, они же в случае пожара звонили в колокола. Когда на башню поставили пушку, она стала выполнять функцию "курантов" – палить ровно в полдень.Следующие башни на стене имели сходные характеристики. Выдавалась вперед, чтоб с них простреливалось пространство вдоль стен, каждая угловая и вовсе была многоэтажной "крепостью в крепости" с обязательным колодцем внутри. С "углов" можно было сражаться при полной изоляции, а кроме того, с каждой такой башни вся внутренняя территория Кремля – как на ладони, так что в случае захвата можно было продолжать биться. Другое дело, что Московский Кремль – единственная европейская крепость, которую ни разу не удалось взять штурмом. Стена с начинкойНовые стены из красного кирпича строили "по старым", отступая наружу. Направление не меняли, в одном только месте стену сделали прямее – от Спасской башни, и территория Кремля чуть увеличилась. Итоговая протяженность укрепления – 2 км 235 м в длину, площадь внутри стен – 28 га. Работали так: строители разбирали небольшой участок белокаменной стены и быстро возводили краснокирпичный. Но целиком кирпичными стены не были. Из огромных восьмикилограммовых кирпичей строили каркас до 115 см глубиной, его заполняли белым камнем с известью и обкладывали еще четырьмя рядами кирпичей. Позднейшие исследования показали, что всего было использовано около ста миллионов кирпичей. В среднем толщина стен составила четыре метра, по ним можно было провезти повозки. Первой поставили южную стену, выходящую к Москве-реке, от нее двигались одновременно с двух сторон, пока ограда не сомкнулась. На разных участках высота стены разная – от 5 до 19-ти метров. Наиболее высокие отрезки – там, где не было естественных водных преград: вдоль Красной площади, например. В завершениях стен зубцами итальянцы повторили стену замка Сфорца в Милане, только там зубцы декоративные, а у Московского Кремля имеют щели, которые работали как бойницы: в этом случае пролеты между зубцами закрывались щитами.Вишенка на торте В плане Кремль представляет собой неправильный треугольник. И в нем – все итальянское. Так считает ведущий научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Владимир Дугельский:"Это так называемая староломбардская крепость. Для Италии такой тип постройки с башнями был уже архаикой – Московский Кремль возводился в конце XV века в соответствии с ломбардскими крепостями начала того же столетия. Итальянцы высокие башни уже не ставили, но с ними Кремль выглядел представительнее. А вот надстройки наших башен в XVII веке – это другая история: в них соединились поздняя английская готика и русский шатровый стиль. Весь этот синтез оказался безумно интересным, и именно он создает сегодня облик Кремля". Облик Кремля невозможно представить и без колокольни Ивана Великого. Она появилась уже после смерти Ивана III. Ее поставил архитектор Бон Фрязин, потому что существовала тогда в Италии такая традиция – строить отдельно стоящую колокольню. Это был первый столичный небоскреб – 80 метров: итальянская вишенка на русском торте. Автор Ольга Бугрова, радио SputnikХотите быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Instagram.
москва
россия
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
Ольга Бугрова
https://cdn.radiosputnik.ru/images/148082/96/1480829647_824:0:4104:3280_100x100_80_0_0_447bde49812d8b9587b0515a05203f38.jpg
Ольга Бугрова
https://cdn.radiosputnik.ru/images/148082/96/1480829647_824:0:4104:3280_100x100_80_0_0_447bde49812d8b9587b0515a05203f38.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/155538/72/1555387254_94:0:2825:2048_1920x0_80_0_0_9777202379b5945045a8cc216582d13e.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Ольга Бугрова
https://cdn.radiosputnik.ru/images/148082/96/1480829647_824:0:4104:3280_100x100_80_0_0_447bde49812d8b9587b0515a05203f38.jpg
москва, иван iii, московский кремль, россия
Авторы, Москва, Иван III, Московский Кремль, Россия
Перестройка Ивана III. Как итальянцы 10 лет кремлевский бюджет осваивали
Ведущие
Ольга Бугрова
обозреватель радио Sputnik
Московский Кремль обветшал – так решил государь всея Руси Иван III. Белокаменному Кремлю было сто с лишним лет, его терзала не только Орда, но и природа: во время землетрясения 1445 года рухнул один из соборов. Решено было обновить оборонительное укрепление, и 19 июля 1485 года началась великая кремлевская стройка.
Московский Кремль обветшал – так решил государь всея Руси Иван III. Белокаменному Кремлю было сто с лишним лет, его терзала не только Орда, но и природа: во время землетрясения 1445 года рухнул один из соборов. Решено было обновить оборонительное укрепление, и 19 июля 1485 года началась великая кремлевская стройка.
Иван III пригласил пять архитекторов из Северной Италии. Во-первых, потому что у древней русской и северо-итальянской архитектуры общий византийский корень: после падения Западного Рима Северная Италия была частью Византии и там строили так же, как на Руси. Во-вторых, северные итальянцы делали самый прочный в Европе строительный материал – красный кирпич. Они поделились с русскими мастерами секретами обжига.
Возглавил итальянское "архитектурное бюро" великий Аристотель Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля – это творение его рук. Он же был автором "перепланировки" крепости. Фиораванти как военный инженер не раз участвовал в русских военных походах – командовал артиллерией. В отличие от своих коллег-земляков, он жил в Москве не на съемной квартире – ему отвели палаты на территории Кремля рядом с великокняжеским дворцом. И он получал огромную зарплату – 10 рублей в месяц, это почти килограмм серебра.
Возведение новой кремлевской стены началось со строительства Тайницкой башни – центральной по южной стороне. Ее автор – архитектор Антонио Джиларди. Эта башня стала первым кирпичным фортификационным сооружением в России, среди кремлевских башен она старейшая. Внутри нее построили тайный выход к Москве-реке и колодец, что позволяло снабжать крепость водой в случае осады. Изначально в Тайницкой башне имелись ворота с укреплением сверху: бойницы на подъемном механизме. На ней круглые сутки дежурили часовые, они же в случае пожара звонили в колокола. Когда на башню поставили пушку, она стала выполнять функцию "курантов" – палить ровно в полдень.
Следующие башни на стене имели сходные характеристики. Выдавалась вперед, чтоб с них простреливалось пространство вдоль стен, каждая угловая и вовсе была многоэтажной "крепостью в крепости" с обязательным колодцем внутри. С "углов" можно было сражаться при полной изоляции, а кроме того, с каждой такой башни вся внутренняя территория Кремля – как на ладони, так что в случае захвата можно было продолжать биться. Другое дело, что Московский Кремль – единственная европейская крепость, которую ни разу не удалось взять штурмом.
Новые стены из красного кирпича строили "по старым", отступая наружу. Направление не меняли, в одном только месте стену сделали прямее – от Спасской башни, и территория Кремля чуть увеличилась. Итоговая протяженность укрепления – 2 км 235 м в длину, площадь внутри стен – 28 га. Работали так: строители разбирали небольшой участок белокаменной стены и быстро возводили краснокирпичный. Но целиком кирпичными стены не были. Из огромных восьмикилограммовых кирпичей строили каркас до 115 см глубиной, его заполняли белым камнем с известью и обкладывали еще четырьмя рядами кирпичей. Позднейшие исследования показали, что всего было использовано около ста миллионов кирпичей. В среднем толщина стен составила четыре метра, по ним можно было провезти повозки.
Первой поставили южную стену, выходящую к Москве-реке, от нее двигались одновременно с двух сторон, пока ограда не сомкнулась. На разных участках высота стены разная – от 5 до 19-ти метров. Наиболее высокие отрезки – там, где не было естественных водных преград: вдоль Красной площади, например. В завершениях стен зубцами итальянцы повторили стену замка Сфорца в Милане, только там зубцы декоративные, а у Московского Кремля имеют щели, которые работали как бойницы: в этом случае пролеты между зубцами закрывались щитами.
В плане Кремль представляет собой неправильный треугольник. И в нем – все итальянское. Так считает ведущий научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Владимир Дугельский:
«
"Это так называемая староломбардская крепость. Для Италии такой тип постройки с башнями был уже архаикой – Московский Кремль возводился в конце XV века в соответствии с ломбардскими крепостями начала того же столетия. Итальянцы высокие башни уже не ставили, но с ними Кремль выглядел представительнее. А вот надстройки наших башен в XVII веке – это другая история: в них соединились поздняя английская готика и русский шатровый стиль. Весь этот синтез оказался безумно интересным, и именно он создает сегодня облик Кремля".
Облик Кремля невозможно представить и без колокольни Ивана Великого. Она появилась уже после смерти Ивана III. Ее поставил архитектор Бон Фрязин, потому что существовала тогда в Италии такая традиция – строить отдельно стоящую колокольню. Это был первый столичный небоскреб – 80 метров: итальянская вишенка на русском торте.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Хотите быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Instagram.