Сокровища культуры, танцы вокруг них с бубнами, обещание денег – и ограбление. Сокровища культуры, новые танцы с бубнами и обещание "кары" для грабителей – и новое мошенничество. Сокровища культуры, уже не до танцев и тут прорыв канализации – египетские папирусы и полотна Фра Анжелико годны лишь для помойки.
Это не сценарий сериала для стриминговых платформ. Это – описание происходящего в главном музее Франции.
Лувр грабят с пугающей регулярностью. Лувр заливают сточные воды. Лувр задыхается – потому что не работает климат-контроль в залах. А еще в Лувре мошенничают с продажей билетов.
Пока полиция арестовывала тех, кто нагрел парижский музей на много миллионов евро – мошенничество длилось 10 лет – в важнейшем (с точки зрения выставленных экспонатов) крыле Денона прорвало канализацию.
Крыло Денона – место хранения самой леонардовской "Джоконды", Венеры Милосской, пусть и без рук, но целой в художественном смысле, там же развешаны полотна эпохи Кватроченто, то есть расцвета Ренессанса. Имеется и редчайший Фра Анжелико с его "Коронованием девы Марии". Короче, вот всё это, ради чего, собственно, миллионы тратят свои денежки, чтобы попасть в Лувр, оказалось в дико интересном (в плохом смысле слова) положении.
Иначе – под угрозой утраты. Исчезновения. Нереставрационно пригодного состояния. Потому что на Лувр всем наплевать. И еще больше наплевать на тех маленьких и незаметных, но стойких людей, что еще пытаются спасти и "Джоконду", и шедевр Фра Анжелико, и хоть как-то поддержать Венеру Милосскую.
Лувр для его директрисы Лоранс де Кар, подружки четы Макронов и именно поэтому назначенной на этот пост – способ самопредъявиться, а заодно сделать ремонт в служебном апартаменте. Где только кухня (для приема богатых Буратин, иначе – меценатов и друзей музея) обошлась казне в полмиллиона евро. Нет ни малейшего сомнения, что там водоотвод и канализация сделаны на отлично и протечек нет.
Лоранс де Кар – та самая специалистка, что назначила Доминик Бюффен на вторую (если вообще не первую, если рассматривать уровень ответственности за всемирное культурное наследие) должность в иерархии – отвечать за безопасность экспонатов в частности. И музея в целом.
Степень служебного соответствия мадам Бюффен весь мир увидел, когда в октябре прошлого года практически в прямом эфире Лувр обчистили. Драгоценности французской короны "увели" фитнес-блогер и курьер. Это не фигура речи, это то, чем воры до грабежа зарабатывали на жизнь.
Все красивые слова, что "я так поставила дело, я за это и отвечу по полной программе" испарились из лексикона двух дам, уронивших – и публично – французское национальное достоинство в канализацию.
В этом смысле изувеченные сточными водами древнейшие папирусы, поврежденный протечкой расписной потолок и не известное никому состояние шедевра Фра Анжелико стали совершенно логичным продолжением агонии той цивилизации, которую мы по привычке всё еще называем европейской.

