МОСКВА, 18 июня/ Радио Sputnik. В Музее русского импрессионизма состоялось открытие новой масштабной выставки "Русские дикие". Проект подготовлен совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В экспозиции представлены "дикие", фовистские работы европейских и русских художников начала XX века. Выставка входит в программу Открытого фестиваля искусств "Черешневый лес" и продлится до 28 сентября.
Название выставочного проекта отсылает к понятию из художественной критики начала прошлого столетия. "Дикарями" французский журналист Луи Воксель обозвал живописцев, чьи полотна увидел на парижском Осеннем салоне 1905 года: Анри Матисса, Андре Дерена, Альберта Марке и других. Их картины возмущали публику того времени нарочитой неправильностью форм, отрицанием законов перспективы и необычайно смелым использованием цвета. В свою очередь, Давид Бурлюк причислил к "русским диким" своих современников – Михаила Ларионова, Наталью Гончарову, Илью Машкова и Петра Кончаловского. Работы и европейских, и российских авторов впервые оказались представлены вместе в Музее русского импрессионизма.
«
"Более 50 музейных и частных коллекций со всей страны, в том числе – собрания Пушкинского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея объединились, чтобы собрать выставку про "диких"", – отметила Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма и сокуратор выставки, – "ведь русские художники были не меньшими бунтарями, чем их французские коллеги. "Дикость" (в хорошем смысле) должна, наверное, иметь каждая экспериментальная художественная молодость. Каждый поиск должен быть смелым, отважным и безудержным".
В экспозиции иронично обыгрывается призыв французских критиков посадить "диких" художников в клетку: полотна французских мастеров отгорожены решетками, а вокруг них расположены картины русских импрессионистов, символистов и примитивистов. Зрителям предстоит обнаружить собственные ассоциации между, например, "Испанкой с бубном" Анри Матисса и "Портретом цыганки" Давида Штеренберга. Всего в залах музея собрано 113 живописных полотен таких авторов, как Андре Дерен, Анри Ле Фоконье, Марк Шагал, Николай Тархов, Павел Кузнецов и Мартирос Сарьян.
«
"Мы присутствуем при рождении русского авангарда из духа фовизма", – заявил один из кураторов проекта, замдиректора ГМИИ имени А. С. Пушкина по научной работе Илья Доронченков, – "все художники что-то подсматривают друг у друга – это нормально. Вопрос в том, как художник с этим работает, – остается подражателем или использует чужие завоевания и находки для того, чтобы стать самим собой. Эта выставка показывает, как сформировалось абсолютно оригинальное направление русского авангарда".
Еще одним дерзким решением организаторов стало экспонирование единственного в России холста американского граффити-художника Жана-Мишеля Баскии. Несмотря на то, что эта работа, выполненная в 1980-х годах совместно с Энди Уорхолом, не имеет прямого отношения к фовизму, ее экспрессивная манера, по замыслу кураторов, должна помочь публике испытать тот же шок и потрясение, которое пережили посетители Осеннего салона 120 лет назад.
Выставка "Русские дикие" адаптирована для незрячих и слабовидящих посетителей. В залах Музея русского импрессионизма установлены тактильные станции со звуковым сопровождением и организованы бесплатные экскурсии с тифлокомментированием. По окончании выставки станции передадут в музеи Ростова, Екатеринбурга, Владивостока и Хабаровска.
В июне 2025 года в Музее русского импрессионизма завершилась выставка "Изображая воздух. Русский импрессионизм". Экспозицию посетили около 150 тысяч человек – она стала самым популярным проектом за девять лет работы музея.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.
