Знали бы прикуп – отменили бы или перенесли заседание группы развитых, богатых и знаменитых, пока кризис на Ближнем Востоке не урегулирован. Но в жесткости соблюдения сроков и в неумении быть гибкими западникам не найти равных. Поэтому встреча лидеров государств и руководителей правительств стран – членов G7 все-таки состоялась. Но с оглушительным фиаско.
Попытки общеевропейцев сбить американцев, точнее, Дональда Трампа, с панталыку тоже имели место быть. Чего только стоил заезд Эммануэля Макрона в Гренландию по пути в канадскую провинцию Альберта, где, собственно, саммит и проходил. Слова жесткие сказаны были. До поступков и настоящей фронды, как это свойственно европейцам, дело, естественно, не дошло. И столь же естественно, что настоящая политическая повестка дня – в отличие от конъюнктурной повесточки – так и не была обнародована.
Заполним же эту лакуну за наших бывших экономических партнеров.
За два дня до начала встречи Тегеран дал понять, что если израильтяне и дальше, при одобрении европейских политиков, не вернутся к относительной сдержанности, то иранцы могут в качестве ответа закрыть проход через Ормузский пролив.
Один из самых оживленных морских маршрутов в одном из самых непростых регионов мира, Ормузский пролив связывает нефтедобывающие страны с нефтеполучающими государствами. Через пролив проходит примерно треть всей мировой нефти. Это без малого три четверти всего снабжения основным энергоносителем той же Германии. А еще это поставки и нефти, и газа, которые получает Франция. Два столпа ЕС в одночасье, если и когда Тегеран решит воплотить свое предупреждение в жизнь, одномоментно остаются голыми и босыми. В самом прямом смысле слова. Автобусы не ходят, метро закрыто, в такси не "содют". И это всё – не метафора. А жесткая реальность.
Собственно, Макрон с его вечным желанием уязвить Трампа, раздув грудь, может раздувать ее на публике только до известного предела. Сегодня никаких рычагов влияния у Франции (как и у Германии, да и у всего ЕС) на США не существует.
Нет их у общеевропейцев и чтобы повлиять на Иран. Они лишили себя даже минимального пространства для политического маневра, приняв еще три с лишним года назад самоубийственное решение о поддержке Украины.
Рано или поздно по выписанным векселям приходится платить. И Вашингтон уже дал это понять Брюсселю. Поэтому, собственно, Макрону с Мерцем оставалось на саммите "Семерочки" стоять на цырлах и ждать благоволения от Трампа. Который покинул встречу до ее официального закрытия, предоставив Макрона и Мерца и их участи, и их трясучке в ожидании возможной блокады Ормузского пролива. Как и рушащейся экономике, да и всего политического устройства когда-то объединенной Европы.
Автор Елена Караева, специально для радио Sputnik

