https://radiosputnik.ru/20230919/1897113057.html
Чем закончилось "Путешествие из Петербурга в Москву"?
Чем закончилось "Путешествие из Петербурга в Москву"? - Радио Sputnik, 19.09.2023
Чем закончилось "Путешествие из Петербурга в Москву"?
19 сентября 1790 года писатель Александр Николаевич Радищев был сослан в Сибирь за свое "Путешествие из Петербурга в Москву". Позднее Василий Васильевич Розанов Радио Sputnik, 19.09.2023
2023-09-19T03:27
2023-09-19T03:27
2023-09-19T03:28
в эфире
подкасты – радио sputnik
узнать за 90 секунд
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e7/09/13/1897112947_0:3:1036:586_1920x0_80_0_0_3b314b470bb62cc4b791c9e99ab3d98f.jpg
Чем закончилось "Путешествие из Петербурга в Москву"?
19 сентября 1790 года писатель Александр Николаевич Радищев был сослан в Сибирь за свое "Путешествие из Петербурга в Москву". Позднее Василий Васильевич Розанов верно заметил: "Есть несвоевременные слова. К ним относятся Новиков и Радищев. Они говорили правду. Однако если бы эта "правда" расползлась в десятках и сотнях тысяч листков, брошюр, книжек, журналов по лицу русской земли, – доползла бы до Пензы, до Тамбова, Тулы, обняла бы Москву и Петербург, то пензенцы и туляки, смоляне и псковичи не имели бы духа отразить Наполеона.
Вероятнее, они призвали бы "способных иностранцев" завоевать Россию, как собирался позвать их Смердяков и как призывал их к этому идейно "Современник"; также и Карамзин не написал бы своей "Истории". Вот почему Радищев и Новиков хотя говорили "правду", но – ненужную, в то время – ненужную".
Впрочем, тут надо понимать: Радищев никогда не был революционером. И его критика, часто весьма несправедливая, это лишь попытка привлечь внимание к своему произведению. Он сам говорил на допросах, что лишь хотел своим обличительным сочинением прославиться.
Дмитрий Сергеевич Мережковский в статье "Революция и религия" сделал верное замечание: Екатерина II гениальным чутьем самовластия учуяла опасную связь русской религиозной революции с политической. Поэтому были арестованы Радищев и Новиков. Но между ними есть разница: Радищев – революционер-атеист, а Новиков – верноподданный мистик.
Но Мережковский тут неправ. Екатерина прекрасно понимала, что разницы между Новиковым и Радищевым, наоборот, нет никакой: мистицизм, отрицающий русского Бога, и революция, отрицающая русское царство.
Крестьянина из имения масона, сосланного по делу Новикова, спросили: "За что сослали твоего барина?" – "Сказывают, что другого Бога искал". – "И поделом ему, – возразил собеседник, тоже крестьянин, – что может быть лучше русского Бога?". Екатерине понравилось это "простодушие", и она несколько раз повторяла анекдот.
Пушкин писал: "Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а "Путешествие в Москву" весьма посредственною книгою; но со всем тем не можем в нем не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию".
И именно поэтому Радищева и Новикова позднее подняли на щит те, кто прекрасно понимал, как можно использовать их опусы в революционной агитации. В те времена, когда уже игра шла по-крупному...
audio/mpeg
Чем закончилось "Путешествие из Петербурга в Москву"?
19 сентября 1790 года писатель Александр Николаевич Радищев был сослан в Сибирь за свое "Путешествие из Петербурга в Москву". Позднее Василий Васильевич Розанов верно заметил: "Есть несвоевременные слова. К ним относятся Новиков и Радищев. Они говорили правду. Однако если бы эта "правда" расползлась в десятках и сотнях тысяч листков, брошюр, книжек, журналов по лицу русской земли, – доползла бы до Пензы, до Тамбова, Тулы, обняла бы Москву и Петербург, то пензенцы и туляки, смоляне и псковичи не имели бы духа отразить Наполеона.
Вероятнее, они призвали бы "способных иностранцев" завоевать Россию, как собирался позвать их Смердяков и как призывал их к этому идейно "Современник"; также и Карамзин не написал бы своей "Истории". Вот почему Радищев и Новиков хотя говорили "правду", но – ненужную, в то время – ненужную".
Впрочем, тут надо понимать: Радищев никогда не был революционером. И его критика, часто весьма несправедливая, это лишь попытка привлечь внимание к своему произведению. Он сам говорил на допросах, что лишь хотел своим обличительным сочинением прославиться.
Дмитрий Сергеевич Мережковский в статье "Революция и религия" сделал верное замечание: Екатерина II гениальным чутьем самовластия учуяла опасную связь русской религиозной революции с политической. Поэтому были арестованы Радищев и Новиков. Но между ними есть разница: Радищев – революционер-атеист, а Новиков – верноподданный мистик.
Но Мережковский тут неправ. Екатерина прекрасно понимала, что разницы между Новиковым и Радищевым, наоборот, нет никакой: мистицизм, отрицающий русского Бога, и революция, отрицающая русское царство.
Крестьянина из имения масона, сосланного по делу Новикова, спросили: "За что сослали твоего барина?" – "Сказывают, что другого Бога искал". – "И поделом ему, – возразил собеседник, тоже крестьянин, – что может быть лучше русского Бога?". Екатерине понравилось это "простодушие", и она несколько раз повторяла анекдот.
Пушкин писал: "Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а "Путешествие в Москву" весьма посредственною книгою; но со всем тем не можем в нем не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию".
И именно поэтому Радищева и Новикова позднее подняли на щит те, кто прекрасно понимал, как можно использовать их опусы в революционной агитации. В те времена, когда уже игра шла по-крупному...
audio/mpeg
19 сентября 1790 года писатель Александр Николаевич Радищев был сослан в Сибирь за свое "Путешествие из Петербурга в Москву". Позднее Василий Васильевич Розанов верно заметил: "Есть несвоевременные слова. К ним относятся Новиков и Радищев. Они говорили правду. Однако если бы эта "правда" расползлась в десятках и сотнях тысяч листков, брошюр, книжек, журналов по лицу русской земли, – доползла бы до Пензы, до Тамбова, Тулы, обняла бы Москву и Петербург, то пензенцы и туляки, смоляне и псковичи не имели бы духа отразить Наполеона.Вероятнее, они призвали бы "способных иностранцев" завоевать Россию, как собирался позвать их Смердяков и как призывал их к этому идейно "Современник"; также и Карамзин не написал бы своей "Истории". Вот почему Радищев и Новиков хотя говорили "правду", но – ненужную, в то время – ненужную".Впрочем, тут надо понимать: Радищев никогда не был революционером. И его критика, часто весьма несправедливая, это лишь попытка привлечь внимание к своему произведению. Он сам говорил на допросах, что лишь хотел своим обличительным сочинением прославиться.Дмитрий Сергеевич Мережковский в статье "Революция и религия" сделал верное замечание: Екатерина II гениальным чутьем самовластия учуяла опасную связь русской религиозной революции с политической. Поэтому были арестованы Радищев и Новиков. Но между ними есть разница: Радищев – революционер-атеист, а Новиков – верноподданный мистик. Но Мережковский тут неправ. Екатерина прекрасно понимала, что разницы между Новиковым и Радищевым, наоборот, нет никакой: мистицизм, отрицающий русского Бога, и революция, отрицающая русское царство.Крестьянина из имения масона, сосланного по делу Новикова, спросили: "За что сослали твоего барина?" – "Сказывают, что другого Бога искал". – "И поделом ему, – возразил собеседник, тоже крестьянин, – что может быть лучше русского Бога?". Екатерине понравилось это "простодушие", и она несколько раз повторяла анекдот.Пушкин писал: "Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а "Путешествие в Москву" весьма посредственною книгою; но со всем тем не можем в нем не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию".И именно поэтому Радищева и Новикова позднее подняли на щит те, кто прекрасно понимал, как можно использовать их опусы в революционной агитации. В те времена, когда уже игра шла по-крупному...
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e7/09/13/1897112947_126:0:910:588_1920x0_80_0_0_daa350e2b5fc3c8bbd5b3e4fdc7dfe97.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в эфире, подкасты – радио sputnik, аудио
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Узнать за 90 секунд
19 сентября 1790 года писатель Александр Николаевич Радищев был сослан в Сибирь за свое "Путешествие из Петербурга в Москву". Позднее Василий Васильевич Розанов верно заметил: "Есть несвоевременные слова. К ним относятся Новиков и Радищев. Они говорили правду. Однако если бы эта "правда" расползлась в десятках и сотнях тысяч листков, брошюр, книжек, журналов по лицу русской земли, – доползла бы до Пензы, до Тамбова, Тулы, обняла бы Москву и Петербург, то пензенцы и туляки, смоляне и псковичи не имели бы духа отразить Наполеона.
Вероятнее, они призвали бы "способных иностранцев" завоевать Россию, как собирался позвать их Смердяков и как призывал их к этому идейно "Современник"; также и Карамзин не написал бы своей "Истории". Вот почему Радищев и Новиков хотя говорили "правду", но – ненужную, в то время – ненужную".
Впрочем, тут надо понимать: Радищев никогда не был революционером. И его критика, часто весьма несправедливая, это лишь попытка привлечь внимание к своему произведению. Он сам говорил на допросах, что лишь хотел своим обличительным сочинением прославиться.
Дмитрий Сергеевич Мережковский в статье "Революция и религия" сделал верное замечание: Екатерина II гениальным чутьем самовластия учуяла опасную связь русской религиозной революции с политической. Поэтому были арестованы Радищев и Новиков. Но между ними есть разница: Радищев – революционер-атеист, а Новиков – верноподданный мистик.
Но Мережковский тут неправ. Екатерина прекрасно понимала, что разницы между Новиковым и Радищевым, наоборот, нет никакой: мистицизм, отрицающий русского Бога, и революция, отрицающая русское царство.
Крестьянина из имения масона, сосланного по делу Новикова, спросили: "За что сослали твоего барина?" – "Сказывают, что другого Бога искал". – "И поделом ему, – возразил собеседник, тоже крестьянин, – что может быть лучше русского Бога?". Екатерине понравилось это "простодушие", и она несколько раз повторяла анекдот.
Пушкин писал: "Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а "Путешествие в Москву" весьма посредственною книгою; но со всем тем не можем в нем не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию".
И именно поэтому Радищева и Новикова позднее подняли на щит те, кто прекрасно понимал, как можно использовать их опусы в революционной агитации. В те времена, когда уже игра шла по-крупному...