https://radiosputnik.ru/20230221/1853305430.html
"Жизнь за царя" и советский "Иван Сусанин"
"Жизнь за царя" и советский "Иван Сусанин" - Радио Sputnik, 22.02.2023
"Жизнь за царя" и советский "Иван Сусанин"
21 февраля 1939 года в Большом театре впервые при советской власти была исполнена опера Михаила Ивановича Глинки "Жизнь за царя" под названием "Иван Сусанин". Радио Sputnik, 22.02.2023
2023-02-21T00:55
2023-02-21T00:55
2023-02-22T14:19
в эфире
подкасты – радио sputnik
узнать за 90 секунд
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e7/02/15/1853305342_0:3:1036:586_1920x0_80_0_0_04947e61ff8be567a7c9f096f7b349ee.jpg
Жизнь за царя" и советский "Иван Сусанин
21 февраля 1939 года в Большом театре впервые при советской власти была исполнена опера Михаила Ивановича Глинки "Жизнь за царя" под названием "Иван Сусанин".
Первоначально хотели вообще полностью изменить сюжет оперы – перенести время действия в эпоху большевистской революции: Ивана Сусанина сделать председателем сельсовета, передовиком, а по ходу оперы исполнять советские агитационные арии. В первой редакции финальный гимн "Славься!" был перефразирован на "Славься, славься, советский строй".
Новую постановку создал ученик Немировича-Данченко, главный режиссер Большого театра Борис Мордвинов. Либретто написал поэт Сергей Городецкий. В его редакции слова в гимне "Славься, славься, советский строй" были заменены на "Славься, славься, русский народ".Впрочем, постановку все равно раскритиковали. Присяжные меломаны жаловались в прессе, что народный праздник заменен пошлым концертным номером.
Через месяц с небольшим была показана отредактированная версия спектакля. Гавзета "Правда" откликнулась на новую постановку восторженно.
Оно и понятно: в роли "редактора" выступил сам Сталин. Уникальный случай, когда первое лицо государства, самолично переработало оперную постановку. По воспоминаниям, Иосиф Виссарионович сказал, что нужно вывести на сцену Минина и Пожарского, вывести их живыми, а не показывать в виде застывшего монумента, в виде памятника. Говорил о том, что нужно показать Минина и Пожарского торжествующими победителями, показать празднующий победу народ, сбросивший чужеземное иго и радующийся этой великой победе.
Впрочем, и позднее "Иван Сусанин" пережил еще целый ряд существенных изменений. Но уже без Бориса Мордвинова. Режиссер Большого театра вскоре получил три года исправительно-трудовых работ по обвинению в шпионской связи с женой советского военачальника Григория Кулика. В заключении Мордвинов стал художественным руководителем Воркутинского ГУЛаговского театра. А в авторском замысле Михаила Ивановича Глинки и с текстом барона Егора Федоровича Розена и с оригинальным названием "Жизнь за царя" опера вернулась на сцену Большого театра только в 1989 году.
audio/mpeg
Жизнь за царя" и советский "Иван Сусанин
21 февраля 1939 года в Большом театре впервые при советской власти была исполнена опера Михаила Ивановича Глинки "Жизнь за царя" под названием "Иван Сусанин".
Первоначально хотели вообще полностью изменить сюжет оперы – перенести время действия в эпоху большевистской революции: Ивана Сусанина сделать председателем сельсовета, передовиком, а по ходу оперы исполнять советские агитационные арии. В первой редакции финальный гимн "Славься!" был перефразирован на "Славься, славься, советский строй".
Новую постановку создал ученик Немировича-Данченко, главный режиссер Большого театра Борис Мордвинов. Либретто написал поэт Сергей Городецкий. В его редакции слова в гимне "Славься, славься, советский строй" были заменены на "Славься, славься, русский народ".Впрочем, постановку все равно раскритиковали. Присяжные меломаны жаловались в прессе, что народный праздник заменен пошлым концертным номером.
Через месяц с небольшим была показана отредактированная версия спектакля. Гавзета "Правда" откликнулась на новую постановку восторженно.
Оно и понятно: в роли "редактора" выступил сам Сталин. Уникальный случай, когда первое лицо государства, самолично переработало оперную постановку. По воспоминаниям, Иосиф Виссарионович сказал, что нужно вывести на сцену Минина и Пожарского, вывести их живыми, а не показывать в виде застывшего монумента, в виде памятника. Говорил о том, что нужно показать Минина и Пожарского торжествующими победителями, показать празднующий победу народ, сбросивший чужеземное иго и радующийся этой великой победе.
Впрочем, и позднее "Иван Сусанин" пережил еще целый ряд существенных изменений. Но уже без Бориса Мордвинова. Режиссер Большого театра вскоре получил три года исправительно-трудовых работ по обвинению в шпионской связи с женой советского военачальника Григория Кулика. В заключении Мордвинов стал художественным руководителем Воркутинского ГУЛаговского театра. А в авторском замысле Михаила Ивановича Глинки и с текстом барона Егора Федоровича Розена и с оригинальным названием "Жизнь за царя" опера вернулась на сцену Большого театра только в 1989 году.
audio/mpeg
21 февраля 1939 года в Большом театре впервые при советской власти была исполнена опера Михаила Ивановича Глинки "Жизнь за царя" под названием "Иван Сусанин". Первоначально хотели вообще полностью изменить сюжет оперы – перенести время действия в эпоху большевистской революции: Ивана Сусанина сделать председателем сельсовета, передовиком, а по ходу оперы исполнять советские агитационные арии. В первой редакции финальный гимн "Славься!" был перефразирован на "Славься, славься, советский строй". Новую постановку создал ученик Немировича-Данченко, главный режиссер Большого театра Борис Мордвинов. Либретто написал поэт Сергей Городецкий. В его редакции слова в гимне "Славься, славься, советский строй" были заменены на "Славься, славься, русский народ".Впрочем, постановку все равно раскритиковали. Присяжные меломаны жаловались в прессе, что народный праздник заменен пошлым концертным номером.Через месяц с небольшим была показана отредактированная версия спектакля. Гавзета "Правда" откликнулась на новую постановку восторженно.Оно и понятно: в роли "редактора" выступил сам Сталин. Уникальный случай, когда первое лицо государства, самолично переработало оперную постановку. По воспоминаниям, Иосиф Виссарионович сказал, что нужно вывести на сцену Минина и Пожарского, вывести их живыми, а не показывать в виде застывшего монумента, в виде памятника. Говорил о том, что нужно показать Минина и Пожарского торжествующими победителями, показать празднующий победу народ, сбросивший чужеземное иго и радующийся этой великой победе.Впрочем, и позднее "Иван Сусанин" пережил еще целый ряд существенных изменений. Но уже без Бориса Мордвинова. Режиссер Большого театра вскоре получил три года исправительно-трудовых работ по обвинению в шпионской связи с женой советского военачальника Григория Кулика. В заключении Мордвинов стал художественным руководителем Воркутинского ГУЛаговского театра. А в авторском замысле Михаила Ивановича Глинки и с текстом барона Егора Федоровича Розена и с оригинальным названием "Жизнь за царя" опера вернулась на сцену Большого театра только в 1989 году.
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e7/02/15/1853305342_126:0:910:588_1920x0_80_0_0_9d54cb0fa6235113e495be70f66f7e49.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в эфире, подкасты – радио sputnik, аудио
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Узнать за 90 секунд
21 февраля 1939 года в Большом театре впервые при советской власти была исполнена опера Михаила Ивановича Глинки "Жизнь за царя" под названием "Иван Сусанин".
Первоначально хотели вообще полностью изменить сюжет оперы – перенести время действия в эпоху большевистской революции: Ивана Сусанина сделать председателем сельсовета, передовиком, а по ходу оперы исполнять советские агитационные арии. В первой редакции финальный гимн "Славься!" был перефразирован на "Славься, славься, советский строй".
Новую постановку создал ученик Немировича-Данченко, главный режиссер Большого театра Борис Мордвинов. Либретто написал поэт Сергей Городецкий. В его редакции слова в гимне "Славься, славься, советский строй" были заменены на "Славься, славься, русский народ".Впрочем, постановку все равно раскритиковали. Присяжные меломаны жаловались в прессе, что народный праздник заменен пошлым концертным номером.
Через месяц с небольшим была показана отредактированная версия спектакля. Гавзета "Правда" откликнулась на новую постановку восторженно.
Оно и понятно: в роли "редактора" выступил сам Сталин. Уникальный случай, когда первое лицо государства, самолично переработало оперную постановку. По воспоминаниям, Иосиф Виссарионович сказал, что нужно вывести на сцену Минина и Пожарского, вывести их живыми, а не показывать в виде застывшего монумента, в виде памятника. Говорил о том, что нужно показать Минина и Пожарского торжествующими победителями, показать празднующий победу народ, сбросивший чужеземное иго и радующийся этой великой победе.
Впрочем, и позднее "Иван Сусанин" пережил еще целый ряд существенных изменений. Но уже без Бориса Мордвинова. Режиссер Большого театра вскоре получил три года исправительно-трудовых работ по обвинению в шпионской связи с женой советского военачальника Григория Кулика. В заключении Мордвинов стал художественным руководителем Воркутинского ГУЛаговского театра. А в авторском замысле Михаила Ивановича Глинки и с текстом барона Егора Федоровича Розена и с оригинальным названием "Жизнь за царя" опера вернулась на сцену Большого театра только в 1989 году.