https://radiosputnik.ru/20221005/1821594706.html
Кривое зеркало жизни: "Недоросль" и "Горе от ума"
Кривое зеркало жизни: "Недоросль" и "Горе от ума" - Радио Sputnik, 05.10.2022
Кривое зеркало жизни: "Недоросль" и "Горе от ума"
Пятого октября 1782 года состоялась премьера комедии "Недоросль" Дениса Ивановича Фонвизина. Радио Sputnik, 05.10.2022
2022-10-05T04:54:00+03:00
2022-10-05T04:54:00+03:00
2022-10-05T04:55:00+03:00
в эфире
подкасты – радио sputnik
узнать за 90 секунд
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e6/0a/05/1821594618_0:3:1036:586_1920x0_80_0_0_799aca7f518e16cdf262eb335eed0330.jpg
Кривое зеркало жизни: "Недоросль" и "Горе от ума"
Пятого октября 1782 года состоялась премьера комедии "Недоросль" Дениса Ивановича Фонвизина.
Ее сыграли придворные актеры в Петербурге в частном театре Карла Книппера на Царицыном лугу – ныне Марсово поле. Успех превзошел все ожидания. Существует легенда, что после премьеры к Фонвизину подошел светлейший князь Потёмкин и сказал: "Умри, Денис, лучше не напишешь". Однако, по утверждению историков, Потемкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Гавриилу Романовичу Державину.
Василий Васильевич Розанов позднее заметит: "Наша литература началась с сатиры. Кантемир, Новиков, Радищев, Фонвизин, затем через полвека Щедрин и Некрасов имели такой успех, какого никогда не имел даже Пушкин... Сатиры Фонвизина, изучаемые в школах, посеяли в наших несчастно-воспитываемых юношах самоуверенное представление, будто XVIII век был веком "недорослей" и Вральманов, Кутейкиных и Скотининых".
Взгляд Фонвизина на общество, по мнению Розанова, сродни взгляду камергера, придворного советника на провинциальную чернь — свысока и менторски. ""Недоросли" глубокой провинциальной России несли ранец в итальянском походе Суворова… Верить ли Суворову или Фонвизину?" – вопрошает Розанов.
Позднее, уже в эмиграции, публицист Иван Солоневич придет к убеждению, что русскую "душу" никто не изучал по ее конкретным делам и деяниям. Ее изучали "по образам русской литературы". Но литература есть всегда кривое зеркало жизни. Грибоедов писал свое "Горе от ума" почти сразу после 1812 года. Миру и России он показал полковника Скалозуба, который "слова умного не выговорил с роду" — других типов из русской армии Грибоедов не нашел. А ведь он был современником Кутузовых, Раевских и Ермоловых. Что – Скалозубы ликвидировали Наполеона и завоевали Кавказ? Или чеховские "лишние люди" строили Великий Сибирский путь? Или горьковские босяки — промышленность? Или толстовский Каратаев крестьянскую кооперацию?
Но русская литература — это почти единственное, что Запад более или менее знал о России и поэтому судил о русском человеке по русской литературе. Англию мир знал лучше. И поэтому даже и не пытался объяснить судьбы Британской Империи то ли байроновским пессимизмом, то ли гамлетовской нерешительностью: Байрон — Байроном, Гамлет — Гамлетом, а Британская Империя — она сама по себе независимо от Байронов и Гамлетов. С нами случилось иначе.
audio/mpeg
Кривое зеркало жизни: "Недоросль" и "Горе от ума"
Пятого октября 1782 года состоялась премьера комедии "Недоросль" Дениса Ивановича Фонвизина.
Ее сыграли придворные актеры в Петербурге в частном театре Карла Книппера на Царицыном лугу – ныне Марсово поле. Успех превзошел все ожидания. Существует легенда, что после премьеры к Фонвизину подошел светлейший князь Потёмкин и сказал: "Умри, Денис, лучше не напишешь". Однако, по утверждению историков, Потемкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Гавриилу Романовичу Державину.
Василий Васильевич Розанов позднее заметит: "Наша литература началась с сатиры. Кантемир, Новиков, Радищев, Фонвизин, затем через полвека Щедрин и Некрасов имели такой успех, какого никогда не имел даже Пушкин... Сатиры Фонвизина, изучаемые в школах, посеяли в наших несчастно-воспитываемых юношах самоуверенное представление, будто XVIII век был веком "недорослей" и Вральманов, Кутейкиных и Скотининых".
Взгляд Фонвизина на общество, по мнению Розанова, сродни взгляду камергера, придворного советника на провинциальную чернь — свысока и менторски. ""Недоросли" глубокой провинциальной России несли ранец в итальянском походе Суворова… Верить ли Суворову или Фонвизину?" – вопрошает Розанов.
Позднее, уже в эмиграции, публицист Иван Солоневич придет к убеждению, что русскую "душу" никто не изучал по ее конкретным делам и деяниям. Ее изучали "по образам русской литературы". Но литература есть всегда кривое зеркало жизни. Грибоедов писал свое "Горе от ума" почти сразу после 1812 года. Миру и России он показал полковника Скалозуба, который "слова умного не выговорил с роду" — других типов из русской армии Грибоедов не нашел. А ведь он был современником Кутузовых, Раевских и Ермоловых. Что – Скалозубы ликвидировали Наполеона и завоевали Кавказ? Или чеховские "лишние люди" строили Великий Сибирский путь? Или горьковские босяки — промышленность? Или толстовский Каратаев крестьянскую кооперацию?
Но русская литература — это почти единственное, что Запад более или менее знал о России и поэтому судил о русском человеке по русской литературе. Англию мир знал лучше. И поэтому даже и не пытался объяснить судьбы Британской Империи то ли байроновским пессимизмом, то ли гамлетовской нерешительностью: Байрон — Байроном, Гамлет — Гамлетом, а Британская Империя — она сама по себе независимо от Байронов и Гамлетов. С нами случилось иначе.
audio/mpeg
Пятого октября 1782 года состоялась премьера комедии "Недоросль" Дениса Ивановича Фонвизина.Ее сыграли придворные актеры в Петербурге в частном театре Карла Книппера на Царицыном лугу – ныне Марсово поле. Успех превзошел все ожидания. Существует легенда, что после премьеры к Фонвизину подошел светлейший князь Потёмкин и сказал: "Умри, Денис, лучше не напишешь". Однако, по утверждению историков, Потемкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Гавриилу Романовичу Державину.Василий Васильевич Розанов позднее заметит: "Наша литература началась с сатиры. Кантемир, Новиков, Радищев, Фонвизин, затем через полвека Щедрин и Некрасов имели такой успех, какого никогда не имел даже Пушкин... Сатиры Фонвизина, изучаемые в школах, посеяли в наших несчастно-воспитываемых юношах самоуверенное представление, будто XVIII век был веком "недорослей" и Вральманов, Кутейкиных и Скотининых".Взгляд Фонвизина на общество, по мнению Розанова, сродни взгляду камергера, придворного советника на провинциальную чернь — свысока и менторски. ""Недоросли" глубокой провинциальной России несли ранец в итальянском походе Суворова… Верить ли Суворову или Фонвизину?" – вопрошает Розанов.Позднее, уже в эмиграции, публицист Иван Солоневич придет к убеждению, что русскую "душу" никто не изучал по ее конкретным делам и деяниям. Ее изучали "по образам русской литературы". Но литература есть всегда кривое зеркало жизни. Грибоедов писал свое "Горе от ума" почти сразу после 1812 года. Миру и России он показал полковника Скалозуба, который "слова умного не выговорил с роду" — других типов из русской армии Грибоедов не нашел. А ведь он был современником Кутузовых, Раевских и Ермоловых. Что – Скалозубы ликвидировали Наполеона и завоевали Кавказ? Или чеховские "лишние люди" строили Великий Сибирский путь? Или горьковские босяки — промышленность? Или толстовский Каратаев крестьянскую кооперацию? Но русская литература — это почти единственное, что Запад более или менее знал о России и поэтому судил о русском человеке по русской литературе. Англию мир знал лучше. И поэтому даже и не пытался объяснить судьбы Британской Империи то ли байроновским пессимизмом, то ли гамлетовской нерешительностью: Байрон — Байроном, Гамлет — Гамлетом, а Британская Империя — она сама по себе независимо от Байронов и Гамлетов. С нами случилось иначе.
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e6/0a/05/1821594618_126:0:910:588_1920x0_80_0_0_13653e9b3b321bcc0e0430d55409ab89.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
в эфире, подкасты – радио sputnik, аудио
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Узнать за 90 секунд
Пятого октября 1782 года состоялась премьера комедии "Недоросль" Дениса Ивановича Фонвизина.
Ее сыграли придворные актеры в Петербурге в частном театре Карла Книппера на Царицыном лугу – ныне Марсово поле. Успех превзошел все ожидания. Существует легенда, что после премьеры к Фонвизину подошел светлейший князь Потёмкин и сказал: "Умри, Денис, лучше не напишешь". Однако, по утверждению историков, Потемкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Гавриилу Романовичу Державину.
Василий Васильевич Розанов позднее заметит: "Наша литература началась с сатиры. Кантемир, Новиков, Радищев, Фонвизин, затем через полвека Щедрин и Некрасов имели такой успех, какого никогда не имел даже Пушкин... Сатиры Фонвизина, изучаемые в школах, посеяли в наших несчастно-воспитываемых юношах самоуверенное представление, будто XVIII век был веком "недорослей" и Вральманов, Кутейкиных и Скотининых".
Взгляд Фонвизина на общество, по мнению Розанова, сродни взгляду камергера, придворного советника на провинциальную чернь — свысока и менторски. ""Недоросли" глубокой провинциальной России несли ранец в итальянском походе Суворова… Верить ли Суворову или Фонвизину?" – вопрошает Розанов.
Позднее, уже в эмиграции, публицист Иван Солоневич придет к убеждению, что русскую "душу" никто не изучал по ее конкретным делам и деяниям. Ее изучали "по образам русской литературы". Но литература есть всегда кривое зеркало жизни. Грибоедов писал свое "Горе от ума" почти сразу после 1812 года. Миру и России он показал полковника Скалозуба, который "слова умного не выговорил с роду" — других типов из русской армии Грибоедов не нашел. А ведь он был современником Кутузовых, Раевских и Ермоловых. Что – Скалозубы ликвидировали Наполеона и завоевали Кавказ? Или чеховские "лишние люди" строили Великий Сибирский путь? Или горьковские босяки — промышленность? Или толстовский Каратаев крестьянскую кооперацию?
Но русская литература — это почти единственное, что Запад более или менее знал о России и поэтому судил о русском человеке по русской литературе. Англию мир знал лучше. И поэтому даже и не пытался объяснить судьбы Британской Империи то ли байроновским пессимизмом, то ли гамлетовской нерешительностью: Байрон — Байроном, Гамлет — Гамлетом, а Британская Империя — она сама по себе независимо от Байронов и Гамлетов. С нами случилось иначе.