https://radiosputnik.ru/20220601/stroyki-1791163854.html
Американские инженеры на стройках социализма: бизнес, ничего личного
Американские инженеры на стройках социализма: бизнес, ничего личного
Американские инженеры на стройках социализма: бизнес, ничего личного
Радио Sputnik, 01.06.2022
2022-06-01T06:00
2022-06-01T06:00
2022-06-01T13:56
сказано в эфире
ссср
сша
вашингтон (штат)
general electric
группа газ
строительство
история
https://cdn.radiosputnik.ru/images/152826/14/1528261413_752:447:3110:1773_1920x0_80_0_0_06728579ed7a82d15842d90303790b73.jpg
В годы Великой депрессии американские власти посчитали, что им можно и выгодно сотрудничать с СССР: бизнес, ничего личного. И никакой политики. О западных специалистах на стройках социализма – наш сегодняшний рассказ на радио Sputnik.В этот день, ...лет назадПервого июня 1931 года был заключен контракт между США и СССР об участии американских инженеров в постройке 90 советских заводов. Причем этот контракт не был государственным: дипломатические отношения между двумя странами будут установлены лишь в 1933 году.Американские инженеры помогали в строительстве и запуске Уралмаша, Магнитогорского и Новокузнецкого металлургических комбинатов. С их участием возводились Челябинский и Волгоградский тракторные заводы, Пермский авиамоторный и Казанский авиазаводы, Днепрогэс, ГАЗ.И тут следует особо отметить: власти СССР предлагали заключить подобный контракт еще в 20-х годах, однако Вашингтон отказался, в основном по политическим причинам. Но тут началась Великая депрессия. И оказалось, что американцам можно и выгодно сотрудничать с СССР: бизнес, ничего личного. И никакой политики.В СССР работало порядка 12 тысяч иностранных специалистов, из них более половины – из Германии. Немного. По условиям контракта эти спецы не только получали хорошее жалование, но и обеспечивались комфортным жильем и снабжались зарубежными продуктами и товарами. Так, на строительстве Днепрогэса работали американские инженеры и технологи из General Electric. Они жили в специальном поселке неподалеку от станции. Для них построили коттеджи по шести комнат с кухней, ванной и центральным отоплением. Были даже теннисные корты. Естественно, этот поселок для иностранцев бдительно охранялся от любопытных взглядов советских специалистов и рабочих, который жили тут же, рядом, в бараках. Правда, все-таки надо отдать справедливость – постепенно быт у них тоже наладился: строителям станции построили жилые дома, фабрики-кухни, хлебозаводы, детские сады, бани, водопровод и канализацию. Но начинали, конечно же (как всегда!), с чистого поля и голого энтузиазма.Кстати, еду американским "спецам", строившим Днепрогэс, возили прямо из США – морем через Одессу. А по окончании строительства шесть американских консультантов "за особо выдающуюся работу на Днепрогэсе" наградили орденами Трудового Красного Знамени.В романе "Золотой теленок" Ильф и Петров остро и гиперболизированно рассказали об одном из таких иностранных "спецов" – инженере Генрихе Марии Заузе, который подписал контракт на год работы в СССР, в "Геркулесе". В первую неделю работы его водили на экскурсии в музеи, потом на балет "Спящая красавица". Дальше пошли широкие застолья. Герр Заузе озабоченно писал на родину: "Вот уже десять дней я живу в Черноморске, но к работе в концерне "Геркулес" еще не приступил. Боюсь, что эти дни у меня вычтут из договорных сумм". Однако пятнадцатого числа Заузе сполна получил положенное полумесячное жалованье.Через месяц немец уже не выдержал и стал кричать: "Я не желаю получать деньги даром! Дайте мне работу! Если так будет продолжаться, я буду жаловаться вашему патрону!"Из этого сотрудники "Геркулеса" сделали единственный вывод: немец – просто склочник. "Сидит человек за столом, ни черта не делает, получает тьму денег и еще жалуется".Такие вещи действительно происходили. Американский инженер Джон Колдер описывал в третьем лице начало своей работы на советских стройках почти что в духе Ильфа и Петрова: "Платят иностранному специалисту валюту, выкачанную из народа ценой больших жертв, но игнорируют его рекомендации или пытаются его обойти... Джон Колдер после трех месяцев ожидания и полного безделья поехал в Москву, чтобы устроить там скандал... Он приехал сюда с большим штатом помощников, чтобы поставить на ноги транспорт, но в конце концов пригрозил покинуть Россию, если ему и его людям не дадут работы".В газете "Правда" в 1929 году появилась заметка о том, как западный инженер, попытавшийся ввести рационализацию производства и снизить себестоимость продукции, подвергся травле и выживанию с работы.Но все-таки это были частные случаи. Наоборот, на Западе нередко можно услышать утверждения об их огромном вкладе в индустриализацию СССР. В 1970-е годы американский экономист и историк Энтони Саттон выпустил трехтомник "Западные технологии и развитие советской экономики", в котором утверждал, что именно Запад (особенно США) сыграл основную роль в становлении Советского Союза. Конечно же, это не так. Вопреки всяким вымыслам, эти иностранные спецы не могли повлиять на масштабы и темпы советской индустриализации 30-х годов. Конечно, они тоже внесли свою лепту, однако к 1938 году большая их часть вернулась на родину – там закончилась Великая депрессия, появились вакансии. К тому же в СССР уже выросли десятки тысяч своих инженеров и технологов. Высокого класса, как показала будущая история. А зарплату им можно было платить намного меньше, чем иностранцам. И коттеджные поселки они себе не требовали.Автор Владимир Бычков, радио SputnikКоротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20220513/lotrek-1788119457.html
https://radiosputnik.ru/20220409/ukaz-1782294786.html
ссср
сша
вашингтон (штат)
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/152826/14/1528261413_770:293:3110:2048_1920x0_80_0_0_7c7443b2dc05466ee62a129f8d955a62.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
ссср, сша, вашингтон (штат), general electric, группа газ, строительство, история, идеология, великая депрессия (1929-1945)
Сказано в эфире, СССР, США, Вашингтон (штат), General Electric, Группа ГАЗ, Строительство, история, Идеология, Великая депрессия (1929-1945)
В годы Великой депрессии американские власти посчитали, что им можно и выгодно сотрудничать с СССР: бизнес, ничего личного. И никакой политики. О западных специалистах на стройках социализма – наш сегодняшний рассказ на радио Sputnik.
В этот день, ...лет назад
Первого июня 1931 года был заключен контракт между США и СССР об участии американских инженеров в постройке 90 советских заводов. Причем этот контракт не был государственным: дипломатические отношения между двумя странами будут установлены лишь в 1933 году.
Американские инженеры помогали в строительстве и запуске Уралмаша, Магнитогорского и Новокузнецкого металлургических комбинатов. С их участием возводились Челябинский и Волгоградский тракторные заводы, Пермский авиамоторный и Казанский авиазаводы, Днепрогэс, ГАЗ.
И тут следует особо отметить: власти СССР предлагали заключить подобный контракт еще в 20-х годах, однако Вашингтон отказался, в основном по политическим причинам. Но тут началась Великая депрессия. И оказалось, что американцам можно и выгодно сотрудничать с СССР: бизнес, ничего личного. И никакой политики.
В СССР работало порядка 12 тысяч иностранных специалистов, из них более половины – из Германии. Немного. По условиям контракта эти спецы не только получали хорошее жалование, но и обеспечивались комфортным жильем и снабжались зарубежными продуктами и товарами. Так, на строительстве Днепрогэса работали американские инженеры и технологи из General Electric. Они жили в специальном поселке неподалеку от станции. Для них построили коттеджи по шести комнат с кухней, ванной и центральным отоплением. Были даже теннисные корты. Естественно, этот поселок для иностранцев бдительно охранялся от любопытных взглядов советских специалистов и рабочих, который жили тут же, рядом, в бараках. Правда, все-таки надо отдать справедливость – постепенно быт у них тоже наладился: строителям станции построили жилые дома, фабрики-кухни, хлебозаводы, детские сады, бани, водопровод и канализацию. Но начинали, конечно же (как всегда!), с чистого поля и голого энтузиазма.
Кстати, еду американским "спецам", строившим Днепрогэс, возили прямо из США – морем через Одессу. А по окончании строительства шесть американских консультантов "за особо выдающуюся работу на Днепрогэсе" наградили орденами Трудового Красного Знамени.
В романе "Золотой теленок" Ильф и Петров остро и гиперболизированно рассказали об одном из таких иностранных "спецов" – инженере Генрихе Марии Заузе, который подписал контракт на год работы в СССР, в "Геркулесе". В первую неделю работы его водили на экскурсии в музеи, потом на балет "Спящая красавица". Дальше пошли широкие застолья. Герр Заузе озабоченно писал на родину: "Вот уже десять дней я живу в Черноморске, но к работе в концерне "Геркулес" еще не приступил. Боюсь, что эти дни у меня вычтут из договорных сумм". Однако пятнадцатого числа Заузе сполна получил положенное полумесячное жалованье.
Через месяц немец уже не выдержал и стал кричать: "Я не желаю получать деньги даром! Дайте мне работу! Если так будет продолжаться, я буду жаловаться вашему патрону!"
Из этого сотрудники "Геркулеса" сделали единственный вывод: немец – просто склочник. "Сидит человек за столом, ни черта не делает, получает тьму денег и еще жалуется".
Такие вещи действительно происходили. Американский инженер Джон Колдер описывал в третьем лице начало своей работы на советских стройках почти что в духе Ильфа и Петрова: "Платят иностранному специалисту валюту, выкачанную из народа ценой больших жертв, но игнорируют его рекомендации или пытаются его обойти... Джон Колдер после трех месяцев ожидания и полного безделья поехал в Москву, чтобы устроить там скандал... Он приехал сюда с большим штатом помощников, чтобы поставить на ноги транспорт, но в конце концов пригрозил покинуть Россию, если ему и его людям не дадут работы".
В газете "Правда" в 1929 году появилась заметка о том, как западный инженер, попытавшийся ввести рационализацию производства и снизить себестоимость продукции, подвергся травле и выживанию с работы.
Но все-таки это были частные случаи. Наоборот, на Западе нередко можно услышать утверждения об их огромном вкладе в индустриализацию СССР. В 1970-е годы американский экономист и историк Энтони Саттон выпустил трехтомник "Западные технологии и развитие советской экономики", в котором утверждал, что именно Запад (особенно США) сыграл основную роль в становлении Советского Союза. Конечно же, это не так. Вопреки всяким вымыслам, эти иностранные спецы не могли повлиять на масштабы и темпы советской индустриализации 30-х годов. Конечно, они тоже внесли свою лепту, однако к 1938 году большая их часть вернулась на родину – там закончилась Великая депрессия, появились вакансии. К тому же в СССР уже выросли десятки тысяч своих инженеров и технологов. Высокого класса, как показала будущая история. А зарплату им можно было платить намного меньше, чем иностранцам. И коттеджные поселки они себе не требовали.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.