https://radiosputnik.ru/20220313/sulakadzev-1777692382.html
Сулакадзев – автор "Велесовой книги"?
Сулакадзев – автор "Велесовой книги"?
Сулакадзев – автор "Велесовой книги"?
Радио Sputnik, 13.03.2022
2022-03-13T10:00
2022-03-13T10:00
2022-03-13T10:00
российская летопись
дмитрий донской
нерехта
дунай (река)
россия
вольтер
история
https://cdn.radiosputnik.ru/images/144996/01/1449960100_0:105:2000:1230_1920x0_80_0_0_f3223cb20510b0423fcb8179af730251.jpg
Сулакадзев выдавал свои мистификации за произведения древнерусской литературы не ради денег. Своими "открытиями" он хотел расширить горизонты русской истории. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор Владимир Бычков.В марте 1829 года скончался Александр Иванович Сулакадзев, историк, археограф, библиофил, коллекционер рукописей, известный своими многочисленными фальсификациями.Предок Сулакадзева приехал в Россию при Петре I вместе с грузинским царем Вахтангом VI. Отец Александра Ивановича был губернским архитектором в Рязани, женился на дочке местного полицмейстера Боголепова. От этого брака и появился на свет в 1771 году будущий коллекционер и мистификатор.Александр Иванович служил одно время в Петербурге в гвардии, потом женился и вышел в отставку. В столице имел собственный дом.Сулакадзев был человеком материально обеспеченным, собирал старину и редкости, относящиеся в основном к истории Древней Руси. И выдавал свои сочинения за произведения древнерусской литературы вовсе не ради денег. Просто Cулакадзев был ярым энтузиастом русской истории и хотел ввести в научный оборот рукописи, на основе которых можно было бы ответить на вопросы, не дающие покоя историкам.Он собирал всё – вещи, рукописные книги и даже слухи. Например, сохранилась его записная книжка со слухами, ходившими в Петербурге в 1824–1825 годах. В ней зафиксирован слух, послуживший Гоголю сюжетом "Шинели".В самом начале XIX века дом Сулакадзева посетил Алексей Николаевич Оленин, будущий государственный секретарь, президент Академии художеств и директор Публичный библиотеки. Он потом рассказывал: "Мне давно говорили о Селакадзеве как о великом антикварии, и я, признаюсь, по страсти к археологии, не утерпел, чтоб не побывать у него. Что ж, вы думаете, я нашел у этого человека? Целый угол наваленных черепков и битых бутылок, которые он выдавал за посуду татарских ханов, отысканною будто бы им в развалинах Сарая".Потом Сулакадзев показал Оленину обломок камня, на котором, по его уверению, отдыхал Дмитрий Донской после Куликовской битвы, а также огромную кипу старых бумаг из какого-то уничтоженного богемского архива."Но главное сокровище Селакадзева состояло в толстой, уродливой палке, вроде дубинок, употребляемых кавказскими пастухами для защиты от волков; эту палку выдавал он за костыль Иоанна Грозного, а когда я сказал ему, что на все его вещи нужны исторические доказательства, он с негодованием возразил мне: "Помилуйте, я честный человек и не стану вас обманывать!"В числе этих древностей я заметил две алебастровые статуйки Вольтера и Руссо, представленных сидящими в креслах, и в шутку спросил Селакадзева: "А это что у вас за антики?""Это не антики, – отвечал он, – но точные оригинальные изображения двух величайших поэтов наших, Ломоносова и Державина".После такой выходки моего антиквария мне осталось только пожелать ему дальнейших успехов в приращении подобных сокровищ и уйти, что я и сделал".Когда Оленин четыре года спустя сопровождал поэта Державина в поездке к Селакадзеву, то заметил, что в квартире почти ничего не изменилось, только вместо подписи "Ломоносов" под одной из статуэток стояла подпись "Иван Иванович Дмитриев"...После публикации "Слова о полку Игореве" Сулакадзева заинтересовал певец и сказитель Боян. И вскоре научная общественность узнает, что в собрании коллекционера есть рукопись "Боянова песнь Словену" – "предревнее сочинение от 1-го века или 2-го века".А ведь в то время считалось, что русский народ до христианства не имел письменности. Рукопись же "Бояновой песни" опровергала это общепринятое мнение.Потом стало известно и о другом древнем произведении – "Перуна и Велеса вещания в Киевских капищах жрецам Мовеславу, Древославу и прочим". Вот как Сулакадзев описал этот памятник в своем каталоге: "Века в точности определить нельзя, но видимы события V или VI века… Писана стихами, не имеющими правила... Достойный памятник древности".Потом публика узнала о том, что у Сулакадзева есть "Изречения новгородских жрецов" – "Новгородские руны".Впрочем, довольно скоро появились сомнения в подлинности рукописей, хранившихся в коллекции Сулакадзева. И действительно, рукопись "Бояновой песни", которую мистификатор датировал I или II веком, не могла быть отнесена к этому времени уже хотя бы потому, что упоминаемый в "Слове о полку Игореве" Боян жил не в первом или втором веке, а во второй половине XI – начале XII века.В собрании Сулакадзева еще была рукопись "Таинственное учение из Ал-Корана на древнейшем арабском языке, весьма редкое – 601 года". Но при этом следует учесть, что работа над составлением канонического текста Корана была завершена только к 650 году...Сулакадзев также подчищал древние рукописи и вставлял в них новые тексты. И делал он это чрезвычайно умело.В 1832 году, после смерти коллекционера, его собрание поступило в одну из петербургских книжных лавок и было распродано по частям. Значительная часть рукописей из составленного Сулакадзевым каталога его собрания бесследно исчезла.А уже много лет спустя после смерти Сулакадзева – в 1901 году – была опубликована его рукопись "О воздушном летании в России с 906 лета по Рождестве Христовом". Это был свод встречающихся в древнерусских текстах упоминаний о попытках полетов на искусственных крыльях.И в тексте была настоящая сенсация. Сообщалось: в 1731 году подъячий нерехтец Крякутный сконструировал воздушный шар и первым из людей поднялся на нем в воздух. В рукописи Сулакадзева эта история представлена так: "…фурвин сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в нее, и нечистая сила подняла его выше березы, а после ударила о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив".Получается, что этот Крякутный на полвека опередил братьев Монгольфье, которых все почитали пионерами воздухоплавания!Полет Крякутного был широко растиражирован, даже попал в школьные учебники. А в городе Нерехте, что в Костромской области, ему был поставлен памятник. В 1956 году в связи с 225-летним юбилеем исторического полета была даже выпущена почтовая марка.А потом Дмитрий Сергеевич Лихачев выпустил книгу "Текстология". В ней академик доказал, что полет Крякутного на воздушном шаре – подделка. Выяснилось, что на месте слова "нерехтец" первоначально читалось "немец", вместо "Крякутный" было "крещеный", а вместо "фурвин", что переводили как "шар", – Фурцель, то есть фамилия крещеного немца.С именем Сулакадзева связывают и появление знаменитой Велесовой книги, текст которой публиковали в 50-70-е годы XX века. В 1919 году некий полковник Белой армии обнаружил в разоренной помещичьей усадьбе деревянные дощечки с непонятными знаками. Позже с ними ознакомились историки, расшифровали и издали текст.Велесова книга рассказывает о потомках Даждьбога – руссах, их великих вождях Богумире и Оре, о том, как пришедшие из Центральной Азии славянские племена расселились по берегам Дуная, о битвах с готами, гуннами и аварами. Историки и лингвисты говорят о Велесовой книге как о фальсификации, однако многие любители древнеславянской истории воспринимают это произведение со всей серьезностью. Несомненно одно: Сулакадзеву принадлежит, по крайней мере, идея "Велесовой книги".Автор Владимир Бычков, радио SputnikКоротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20220306/1776882540.html
https://radiosputnik.ru/20220227/1775335678.html
нерехта
дунай (река)
россия
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/144996/01/1449960100_112:0:1889:1333_1920x0_80_0_0_c46c7bfd06061b665a16c5f9540b3304.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
российская летопись, дмитрий донской, нерехта, дунай (река), россия, вольтер, история
Российская летопись, Дмитрий Донской, Нерехта, Дунай (река), Россия, Вольтер, история
Сулакадзев выдавал свои мистификации за произведения древнерусской литературы не ради денег. Своими "открытиями" он хотел расширить горизонты русской истории. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор Владимир Бычков.
В марте 1829 года скончался Александр Иванович Сулакадзев, историк, археограф, библиофил, коллекционер рукописей, известный своими многочисленными фальсификациями.
Предок Сулакадзева приехал в Россию при Петре I вместе с грузинским царем Вахтангом VI. Отец Александра Ивановича был губернским архитектором в Рязани, женился на дочке местного полицмейстера Боголепова. От этого брака и появился на свет в 1771 году будущий коллекционер и мистификатор.
Александр Иванович служил одно время в Петербурге в гвардии, потом женился и вышел в отставку. В столице имел собственный дом.
Сулакадзев был человеком материально обеспеченным, собирал старину и редкости, относящиеся в основном к истории Древней Руси. И выдавал свои сочинения за произведения древнерусской литературы вовсе не ради денег. Просто Cулакадзев был ярым энтузиастом русской истории и хотел ввести в научный оборот рукописи, на основе которых можно было бы ответить на вопросы, не дающие покоя историкам.
Он собирал всё – вещи, рукописные книги и даже слухи. Например, сохранилась его записная книжка со слухами, ходившими в Петербурге в 1824–1825 годах. В ней зафиксирован слух, послуживший Гоголю сюжетом "Шинели".
В самом начале XIX века дом Сулакадзева посетил Алексей Николаевич Оленин, будущий государственный секретарь, президент Академии художеств и директор Публичный библиотеки. Он потом рассказывал: "Мне давно говорили о Селакадзеве как о великом антикварии, и я, признаюсь, по страсти к археологии, не утерпел, чтоб не побывать у него. Что ж, вы думаете, я нашел у этого человека? Целый угол наваленных черепков и битых бутылок, которые он выдавал за посуду татарских ханов, отысканною будто бы им в развалинах Сарая".
Потом Сулакадзев показал Оленину обломок камня, на котором, по его уверению, отдыхал Дмитрий Донской после Куликовской битвы, а также огромную кипу старых бумаг из какого-то уничтоженного богемского архива.
"Но главное сокровище Селакадзева состояло в толстой, уродливой палке, вроде дубинок, употребляемых кавказскими пастухами для защиты от волков; эту палку выдавал он за костыль Иоанна Грозного, а когда я сказал ему, что на все его вещи нужны исторические доказательства, он с негодованием возразил мне: "Помилуйте, я честный человек и не стану вас обманывать!"
В числе этих древностей я заметил две алебастровые статуйки Вольтера и Руссо, представленных сидящими в креслах, и в шутку спросил Селакадзева: "А это что у вас за антики?"
"Это не антики, – отвечал он, – но точные оригинальные изображения двух величайших поэтов наших, Ломоносова и Державина".
После такой выходки моего антиквария мне осталось только пожелать ему дальнейших успехов в приращении подобных сокровищ и уйти, что я и сделал".
Когда Оленин четыре года спустя сопровождал поэта Державина в поездке к Селакадзеву, то заметил, что в квартире почти ничего не изменилось, только вместо подписи "Ломоносов" под одной из статуэток стояла подпись "Иван Иванович Дмитриев"...
После публикации "Слова о полку Игореве" Сулакадзева заинтересовал певец и сказитель Боян. И вскоре научная общественность узнает, что в собрании коллекционера есть рукопись "Боянова песнь Словену" – "предревнее сочинение от 1-го века или 2-го века".
А ведь в то время считалось, что русский народ до христианства не имел письменности. Рукопись же "Бояновой песни" опровергала это общепринятое мнение.
Потом стало известно и о другом древнем произведении – "Перуна и Велеса вещания в Киевских капищах жрецам Мовеславу, Древославу и прочим". Вот как Сулакадзев описал этот памятник в своем каталоге: "Века в точности определить нельзя, но видимы события V или VI века… Писана стихами, не имеющими правила... Достойный памятник древности".
Потом публика узнала о том, что у Сулакадзева есть "Изречения новгородских жрецов" – "Новгородские руны".
Впрочем, довольно скоро появились сомнения в подлинности рукописей, хранившихся в коллекции Сулакадзева. И действительно, рукопись "Бояновой песни", которую мистификатор датировал I или II веком, не могла быть отнесена к этому времени уже хотя бы потому, что упоминаемый в "Слове о полку Игореве" Боян жил не в первом или втором веке, а во второй половине XI – начале XII века.
В собрании Сулакадзева еще была рукопись "Таинственное учение из Ал-Корана на древнейшем арабском языке, весьма редкое – 601 года". Но при этом следует учесть, что работа над составлением канонического текста Корана была завершена только к 650 году...
Сулакадзев также подчищал древние рукописи и вставлял в них новые тексты. И делал он это чрезвычайно умело.
В 1832 году, после смерти коллекционера, его собрание поступило в одну из петербургских книжных лавок и было распродано по частям. Значительная часть рукописей из составленного Сулакадзевым каталога его собрания бесследно исчезла.
А уже много лет спустя после смерти Сулакадзева – в 1901 году – была опубликована его рукопись "О воздушном летании в России с 906 лета по Рождестве Христовом". Это был свод встречающихся в древнерусских текстах упоминаний о попытках полетов на искусственных крыльях.
И в тексте была настоящая сенсация. Сообщалось: в 1731 году подъячий нерехтец Крякутный сконструировал воздушный шар и первым из людей поднялся на нем в воздух. В рукописи Сулакадзева эта история представлена так: "…фурвин сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в нее, и нечистая сила подняла его выше березы, а после ударила о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив".
Получается, что этот Крякутный на полвека опередил братьев Монгольфье, которых все почитали пионерами воздухоплавания!
Полет Крякутного был широко растиражирован, даже попал в школьные учебники. А в городе Нерехте, что в Костромской области, ему был поставлен памятник. В 1956 году в связи с 225-летним юбилеем исторического полета была даже выпущена почтовая марка.
А потом Дмитрий Сергеевич Лихачев выпустил книгу "Текстология". В ней академик доказал, что полет Крякутного на воздушном шаре – подделка. Выяснилось, что на месте слова "нерехтец" первоначально читалось "немец", вместо "Крякутный" было "крещеный", а вместо "фурвин", что переводили как "шар", – Фурцель, то есть фамилия крещеного немца.
С именем Сулакадзева связывают и появление знаменитой Велесовой книги, текст которой публиковали в 50-70-е годы XX века. В 1919 году некий полковник Белой армии обнаружил в разоренной помещичьей усадьбе деревянные дощечки с непонятными знаками. Позже с ними ознакомились историки, расшифровали и издали текст.
Велесова книга рассказывает о потомках Даждьбога – руссах, их великих вождях Богумире и Оре, о том, как пришедшие из Центральной Азии славянские племена расселились по берегам Дуная, о битвах с готами, гуннами и аварами. Историки и лингвисты говорят о Велесовой книге как о фальсификации, однако многие любители древнеславянской истории воспринимают это произведение со всей серьезностью. Несомненно одно: Сулакадзеву принадлежит, по крайней мере, идея "Велесовой книги".
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.