https://radiosputnik.ru/20220218/bashnya-1770938007.html
Эйфелева башня – чудо инженерной мысли с удивительной историей
Эйфелева башня в Париже: высота, описание, строительство и история
Эйфелева башня – чудо инженерной мысли с удивительной историей
Радио Sputnik, 18.02.2022
2022-02-18T07:00
2022-02-18T07:00
2022-02-18T07:00
авторы
эйфелева башня
париж
франция
подкасты – радио sputnik
архитектура
https://cdn.radiosputnik.ru/images/152926/56/1529265680_0:0:7000:3938_1920x0_80_0_0_2b75a7a63c8682fb5f591dcf1d2fb674.jpg
Открытие Эйфелевой башни
31 марта 1889 года в Париже состоялось торжественное открытие Эйфелевой башни. Она была построена Гюставом Эйфелем к Парижской Всемирной выставке, и впоследствии ее предполагалось демонтировать. В наши дни эксперты подсчитали стоимость Эйфелевой башни, исходя из ее исторической и культурной ценности и с учетом приносимого дохода. Оказалось, что творение Гюстава Эйфеля – самое дорогое сооружение Европы. Стоимость башни оценена почти в 450 миллиардов евро.
audio/mpeg
Высота Эйфелевой башни 324 метра. Это одна из главных достопримечательностей, которая находится в Париже. 1889 год стал завершающим для проекта.Эйфелева башня. ОписаниеВысокое и изящное, как бы воздушное сооружение из стали уже почти полтора века – символ столицы Франции и всей страны. Оно строилось 2 года и 2 месяца, срок по тем временам при учете масштабов работы рекордный. Свое название башня получила в честь инженера Гюстава Эйфеля – ее автора и создателя. Его по праву считают одним из величайших архитекторов Франции. Этот удивительный человек помог спроектировать еще одну культовую работу XIX века – Статую Свободы в гавани Нью-Йорка. Для нее он разработал металлический каркас. Эйфель имел прямое отношение к строительству Железнодорожного вокзала Будапешта и купола Обсерватории Ниццы. Умения Эйфеля в основном были направлены на архитектуру и технические новшества, особенно на работу с кованым железом. Однако самые прославленные памятники, которые он создал, специалистами и просто публикой рассматриваются как уникальные образчики публичного искусства. Но и это не все.Эйфель создавал технически сложные мосты во Франции и некоторых других странах. А потом занимался метеорологией и аэродинамикой, внеся в эти науки много нового и полезного. Он сумел соединить в себе талант инженера и художника в широком смысле этого слова. Сам Эйфель называл свой парижский шедевр просто и без затей "трехсотметровая башня". И самое примечательное: Эйфелева башня была построена как временное сооружение к Всемирной выставке, проходившей тогда в Париже. После выставки ее планировалось разобрать. Но сделать это ни у кого не поднялась рука. А со временем Эйфелева башня превратилась в подлинный символ и самую посещаемую платную достопримечательность в мире. По вечерам она освещается удивительной по красоте и изобретательности иллюминацией.Поразительный факт, но против строительства огромной башни в Париже выступала почти вся культурная элита того времени. Ее представители даже написали петицию, текст которой дошел до наших дней:"Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы и страстные поклонники нетронутой красоты Парижа, протестуем изо всех сил, со всем нашим негодованием во имя французского вкуса, против возведения бесполезной и чудовищной башни. Чтобы довести наши аргументы до конца, представьте на мгновение нелепую башню, возвышающуюся над Парижем подобно гигантской черной дымовой трубе, сокрушающую своей варварской громадой Нотр-Дам, Лувр и Триумфальную арку".Среди подписантов этого исторического документа, к примеру, был известный писатель Ги де Мопассан. Он ненавидел Эйфелеву башню и как-то сказал: "Я покинул Париж и Францию, потому что мне до смерти надоела эта башня. Ее копии выставляются во всех магазинах. Это мучительный кошмар". Другие парижане называли ее уродливой, безвкусной, огромной железной трубой, безобразным уличным фонарем и канделябром с прорехами. Многих приводили в бешенство тень от башни и тот факт, что ее видно из любой точки города. Впрочем, другим она очень нравилась. Особенно посетителям выставки и гостям столицы Франции. Успех среди них у башни был оглушительным: только за первые полгода ее посетили два миллиона человек. За этот же период она почти полностью окупила расходы на строительство.Сооружение фигурировало в огромном количестве романов и фильмов. К примеру, в романе Джона Дениса "Башня заложников" описана дерзкая схема захвата башни и использования угрозы ее разрушения для вымогательства миллионов у французского правительства. Потом появился одноименный шпионский триллер, в котором сыграл Питер Фонда. В фильме "Вид на убийство" о похождениях британского суперагента Джеймса Бонда из цикла "агент 007" содержатся сцены в башне, в том числе драка на лестнице, посещение героями ресторана, прыжок с вершины башни.Первые сорок лет после постройки Эйфелева башня со своими 324 метрами была самой высокой в Европе и даже во всем мире. Однако в 1930 году ее обогнал нью-йоркский "Крайслер-билдинг". Его архитекторы и проектировщики специально добавили на небоскреб шпиль, чтобы побить уникальный мировой рекорд. Впрочем, уже через пару десятилетий Эйфелева башня вернула пальму первенства из-за новой пятиметровой антенны. В наши дни Эйфелева башня даже не самое высокое сооружение Франции. Ее далеко опередили телевизионные мачты и передатчики. А в других странах, в том числе Ближнего Востока, в США и в Китае есть здания, превышающие парижский шедевр на сотни метров.Вокруг башни сложилось множество мифов. Один из них связан с тем, что Эйфелеву башню якобы нельзя фотографировать ночью. Некоторые гиды пугают этим туристам. Да и в некоторых путеводителях указана такая информация. Это так и не так. Во французском законе об авторских правах есть некоторые шероховатости. В 1985 году на башне была установлена новая иллюминация. И она подпала под закон, который стал еще строже с 2016 года. Он говорит теперь, что во Франции ряд культурных объектов профессиональные фотографы не могут снимать без разрешения. Но туристы это делают и будут делать.Высота, уровни. Напомним, высота башни, которую французы называют "железной дамой", 324 метра – это примерно 80-этажный дом. Ее масса 10 тысяч тонн, площадь основы – около 500 квадратных метров. Она имеет 3 уровня – первый, второй и вершину. Подъем на 1-й, а затем 2-й уровни займет примерно по 15 минут пешком. На вершину идет исключительно лифт, а сама поездка длится 3-4 минуты.Цвет Эйфелевой башни – отдельная интереснейшая история. Башню красят примерно каждые семь лет, чтобы металл не покрывался ржавчиной. На покрытие уходит около 60 тонн краски. В ХХ веке башня несколько раз меняла цвет: в 1907 году стала желто-коричневой, а в 1954-м красно-коричневой, темно-серой в 1968 году. Долгое время власти не могли прийти к общему знаменателю. В какой-то момент появился специально разработанный для нее и официально запатентованный оттенок: "коричневый эйфелевый". Он был близок к естественному оттенку бронзы. Однако все опять меняется. Дело в том, что Эйфелеву башню решили перекрасить в золотой цвет в рамках подготовки к проведению летних Олимпийских игр в Париже в 2024 году. На это затратят 50 млн евро и "традиционные" 60 тонн краски. По замыслу городской мэрии, башня будет сверкать золотом на фоне концертов и спортивных соревнований, которые будут проходить на Сене и прилегающей набережной. Более того, на Елисейских полях наполовину сузят проезжую часть, частично превратив ее в прогулочные зоны, посадят новые деревья из экологических соображений. Об этом цвете мечтал сам Гюстав Эйфель, считают французы.ИсторияК Всемирной выставке 1889 года в Париже, которая была приурочена к 100-летию Великой Французской революции, власти города намеревались построить архитектурное сооружение, которое стало бы гордостью и "изюминкой" Франции. Но не только. Одновременно оно должно было принести большой доход, а затем легко демонтироваться за ненадобностью. В стране был объявлен конкурс среди инженерных бюро. Разумеется, поступило предложение поучаствовать в нем и господину Эйфелю, который был к тому времени уже весьма известен. У самого Гюстава на первых порах особых соображений не было. Однако он поднял старые эскизы и нашел проект высотной железной башни, выполненный одним из его сотрудников. Проект был существенно переработан и отправлен на престижный конкурс. Комиссия долго думала, сомневалась, но в результате из 107 проектов самого разного стиля и инженерного оснащения были выбраны четыре финалиста. В их числе был проект Эйфеля.После внесения в него дополнительных изменений, которые были направлены на повышение архитектурной привлекательности и эстетических свойств, он был признан безусловным победителем. Эта работа была поручена архитектору Стефану Совестру. После внесенных поправок было уменьшено количество этажей с шести до трех, обшиты камнем цокольные опоры башни, изменена ориентация фундамента и под первой платформой появилась красивая арка. При этом верхушке сооружения придали округлую форму.В январе 1887 года между бюро Эйфеля и муниципалитетом Парижа было заключено соглашение на строительство башни за два года, к открытию Всемирной выставки. При этом самому Эйфелю был предоставлен не только солидный гонорар, но и право аренды башни. Согласно документу, ее демонтаж должен был произойти через 20 лет. Но металлическая конструкция стала так популярна среди многих (но далеко не всех) французов и так знаменита во всем мире, что ее решено было сохранить в веках.Для строительства требовалось почти 8 миллионов франков, деньги по тем временам очень большие. При этом власть выделила Эйфелю лишь 1,5 миллиона. Оставшуюся сумму инженер согласился внести сам при условии упомянутой аренды. Строили объект триста рабочих. Его собирали, по сути дела, как большой конструктор. Вначале появились опоры, затем их соединяли с помощью платформ. Почему так быстро шло строительство? Все дело в блистательно выполненных чертежах. В них были указаны точнейшие размеры всех металлических деталей. До сих пор инженерное сообщество считает те чертежи эталонными. В любой момент их можно вновь пустить в дело и соорудить аналогичную башню еще быстрее.На сборку ушло 18 тысяч металлических деталей и 2,5 миллиона заклепок. При этом, невзирая на гигантские размеры, башня выглядит легкой и изящной. Контроль во время строительства был очень строгим. А мастера работали на совесть. Они вырыли громадный котлован, в который установили четыре 10-метровых блока под каждую опору башни. Гидравлический домкрат обеспечил горизонтальный уровень блоков. Элементы конструкции изготавливали на собственном заводе Эйфеля. А затем, в непосредственной близости от места строительства, они собирались в блоки весом три тонны. Следующий этап – сверление отверстий для заклепок и монтаж.Эйфель воспользовался некоторыми оригинальными строительными приемами, после чего репортеры писали, что ему нужен осмотр врача-психиатра. Например, установил двигающийся вверх по рельсам будущих лифтов кран. Это сделало подъем конструкций на высоту быстрым и исключило возможность ЧП и жертв среди строителей. В марте 1889 года Эйфель позвал чиновников для пробного пешего подъема. Им надо было преодолеть более 1 700 ступеней. Что и было сделано. Гости были впечатлены.Сегодня на колоссальном стержне башне, на высоте 276 метров, расположена квадратная площадка со сторонами 16,5 метра. Здесь находится маяк, а сверху него купол. А уже над ним, более чем на 300-метровой высоте – полутораметровая площадка. На всех четырех сторонах опор башни выгравированы имена 72 выдающихся французских ученых и инженеров, включая Эйфеля и всех тех, кто принимал участие в проектировании и строительстве "железной дамы".Нельзя не отметить, что ее эксплуатация принесла господину Эйфелю много денег. Более того, он сумел искусно превратить своих врагов в поклонников. Ошеломительную и крайне эффективную рекламу башне принес концерт приглашенного Эйфелем композитора Шарля Гуно, сыгравшего здесь "Концерт в облаках". Сам создатель башни устроил на ее верхнем ярусе личный кабинет. От демонтажа было решено бесповоротно и окончательно отказаться, когда Эйфелева башня перешла в собственность Парижа. Ей даже придумали практическое применение: активно использовали для телефонной и телеграфной связи, размещения радиостанций. А потом и трансляции телевизионных программ.Интересные факты– Согласно одной из популярных историй, однажды девушка спрыгнула с Эйфелевой башни по причине несчастной любви. Но упала на машину, выжила и вышла замуж за ее хозяина. Это миф. Но частично. 17-летняя девушка действительно падала, выжила, но в автовладельца не влюблялась. Она приехала в Париж из Нормандии, мечтала о карьере продавщицы духов, но устроилась работать лишь горничной. А незадолго до помолвки ее бросил молодой человек. Кристиан пролетела с башни больше 50 метров и упала на автомобиль Renault, который ее спас. Результат: перелом ноги. Ей пришлось уехать на малую родину. И никаких отношений с хозяином спасительного авто у нее не было;– В 1965 году Европейское бюро службы новостей провело расследование и сообщило изумленной публике, что только за 1964 год с Эйфелевой башни спрыгнуло почти 400 человек;– В 1980 году башня могла переехать в Канаду. Тогда шло обсуждение переноса французской достопримечательности в Монреаль. Но проект остался лишь в теории;– В основу конструкции архитектурного шедевра положены принципы строения человеческого скелета. При расчетах Эйфель и его коллеги ориентировались на труды немецкого палеонтолога Германа фон Майера. Этот ученый подробно описал строение бедренной кости и объяснил, почему она не ломается под весом человека. Эйфелева башня доказала, что этот принцип работает и в строительстве;– Стать символом Франции и ее столицы башне помог прославленный поэт Гийом Аполлинер. Этот человек недолго работал учителем, затем всецело посвятил себя литературе, поэзии. В 1910-е был активным публицистом и хроникером в "Меркюр де Франс", а также критиком в "Пари-журналь". Редактировал журнал "Суаре де Пари", писал о современной живописи, поддерживал дружеские отношения с художниками Пабло Пикассо, Андре Дереном, Франсисом Пикабия, Морисом де Вламинком и Анри Руссо. В годы Первой мировой войны Аполлинер создал патриотическую каллиграмму: стихотворение, записанное в виде силуэта башни;– Башня вдохновляла далеко не только представителей творческих профессий. Авантюрист Виктор Люстиг прославился благодаря своей афере: он продал символ Франции. А все началось с того, что он случайно прочитал в газете – башня неимоверно дорога в содержании. Сохранив статью, жулик встретился с парижскими предпринимателями, представился высокопоставленным чиновником и вынудил одного из них дать взятку за право выкупить достопримечательность. Смекнув, что тот не признается в участии в столь позорной афере, Люстиг попытался провернуть ее повторно, но полиция была предупреждена;– В научных целях среди прочих башню использовал ученый Теодор Вульф. Исследования, проведенные им в начале ХХ века, позволили изучить космические лучи. Ученому мужу поспособствовала огромная высота башни. Он измерил уровень радиации у ее основания и на самой вершине. Ранее считалось, что ионизация уменьшается по мере отдаления от земной поверхности. Однако оказалось, что разница не очень велика. Это позволило скорректировать работу приборов, изучающих космические просторы.Информация для туристовПосещение Эйфелевой башни многие десятилетия является обязательным пунктом в поездках туристов во Францию и Париж. Увидеть и побывать внутри этого уникального объекта можно в любое время года. Днем Эйфелева башня доступна для подъема наверх, а поздно ночью на нее можно посмотреть только со стороны. Впрочем, это тоже впечатляет и вызывает позитивные эмоции.Как добратьсяДобраться до башни можно самыми разными способами:– На метро. Ближе всего к ней находится станция Bir-Hakeim ("Бир-Хакейм") по ветке 6. От нее до набережной Бранли, где находится объект, идти около 10 минут. Точный адрес – Марсово поле, 5 авеню Анатоль;– На автобусе №30 местного перевозчика STIF. Выйти надо на остановке Tour Eiffel ("Эйфелева башня") в паре минут ходьбы от места назначения;– Электричкой RER по ветке С до станции Champ de Mars Eiffel Tower station ("Марсово поле Эйфелева башня");– Можно воспользоваться водным трамвайчиком, работающим по правилам городского транспорта. Причал Batobus Tour Eiffel находится в 3-х минутах от конечной точки;– Кроме того, до достопримечательности можно доехать на такси или велосипеде, а также взять в аренду автомобиль.Режим работыРежим работы башни выглядит следующим образом: с июня по сентябрь лифты работают в 09:30-00:45 (последний вход – до 23:30 и до 23:00 на вершину). Часы работы лестниц: 09:30-00:30 (последний вход – до 23:59). Время работы сокращается с сентября по май и во время крупных праздников.Цены на входные билетыСтоимость посещения дифференцированная. Билеты для взрослых на 2-й уровень на лифте стоят около 17 евро (пешком 10 евро), а на вершину на лифте около 26 евро (пешком и на лифте – 10 евро). Молодежный тариф (12-24 года) в два раза ниже, а пропуска на детей от 4 лет и инвалидов стоят в 2 раза меньше, чем билеты для молодежи. Малыши могут посещать башню бесплатно, для них все равно надо взять бесплатный билет, который доступен на ее официальном сайте. Людям с ограниченными возможностями запрещено подниматься на самый верх. Услуга брони пропусков не предусмотрена. После выбора вида билетов, их надо сразу оплатить. Изменить дату или отменить покупку на сайте не получится.Кафе и рестораныНа Эйфелевой башне есть несколько ресторанов и кафе, где можно отведать блюда на любой вкус и согласно любым финансовым возможностям. От сэндвичей и пиццы до высокой французской кухни. В ресторане 58 Tour Eiffel (названному по высоте расположения) можно позавтракать свежей выпечкой с маслом и джемом, свежевыжатыми соками и кофе за 30 евро. Обед с бокалом вина обойдется в 50 евро. А вот цена ужина увеличится минимум в два раза. Ресторан Le Jules Verne – это респектабельное заведение с изысканной кухней и элегантным интерьером. Его шеф-повар Фредерик Антон удостоился звезды Мишлен. Он сочетает классику французской кухни с новаторством. Впрочем, удовольствие побывать в этом заведении будет стоить несколько сотен евро.Однако есть место и подемократичнее. Это лаунж Gustave Eiffel. Здесь можно отметить свадьбу или корпоратив, просто перекусить за 20-30 евро. Заведение принимает до 300 человек одновременно. После реставрации в 2013 году огромный зал обзавелся панорамной стеклянной крышей.Автор Илья Харламов, Радио SputnikКоротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20211226/bashnya-1765394210.html
https://radiosputnik.ru/20210331/bashnya-1602696826.html
париж
франция
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Илья Харламов
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/32/1478643240_464:0:2713:2249_100x100_80_0_0_3edd8a6f326b40c2f4400b5c4966e2aa.jpg
Илья Харламов
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/32/1478643240_464:0:2713:2249_100x100_80_0_0_3edd8a6f326b40c2f4400b5c4966e2aa.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/152926/56/1529265680_596:0:6817:4666_1920x0_80_0_0_0021141688c4e724cee29c62dabb12c1.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Илья Харламов
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/32/1478643240_464:0:2713:2249_100x100_80_0_0_3edd8a6f326b40c2f4400b5c4966e2aa.jpg
эйфелева башня, париж, франция, подкасты – радио sputnik, архитектура
Авторы, Эйфелева башня, Париж, Франция, Подкасты – Радио Sputnik, Архитектура
Высота Эйфелевой башни 324 метра. Это одна из главных достопримечательностей, которая находится в Париже. 1889 год стал завершающим для проекта.
Высокое и изящное, как бы воздушное сооружение из стали уже почти полтора века – символ столицы
Франции и всей страны. Оно строилось 2 года и 2 месяца, срок по тем временам при учете масштабов работы рекордный. Свое название башня получила в честь инженера Гюстава Эйфеля – ее автора и создателя. Его по праву считают одним из величайших архитекторов Франции. Этот удивительный человек помог спроектировать еще одну культовую работу XIX века – Статую Свободы в гавани
Нью-Йорка. Для нее он разработал металлический каркас. Эйфель имел прямое отношение к строительству Железнодорожного вокзала
Будапешта и купола Обсерватории
Ниццы. Умения Эйфеля в основном были направлены на архитектуру и технические новшества, особенно на работу с кованым железом. Однако самые прославленные памятники, которые он создал, специалистами и просто публикой рассматриваются как уникальные образчики публичного искусства. Но и это не все.
Эйфель создавал технически сложные мосты во Франции и некоторых других странах. А потом занимался метеорологией и аэродинамикой, внеся в эти науки много нового и полезного. Он сумел соединить в себе талант инженера и художника в широком смысле этого слова. Сам Эйфель называл свой парижский шедевр просто и без затей "трехсотметровая башня". И самое примечательное: Эйфелева башня была построена как временное сооружение к Всемирной выставке, проходившей тогда в
Париже. После выставки ее планировалось разобрать. Но сделать это ни у кого не поднялась рука. А со временем Эйфелева башня превратилась в подлинный символ и самую посещаемую платную достопримечательность в мире. По вечерам она освещается удивительной по красоте и изобретательности иллюминацией.
Поразительный факт, но против строительства огромной башни в Париже выступала почти вся культурная элита того времени. Ее представители даже написали петицию, текст которой дошел до наших дней:
«
"Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы и страстные поклонники нетронутой красоты Парижа, протестуем изо всех сил, со всем нашим негодованием во имя французского вкуса, против возведения бесполезной и чудовищной башни. Чтобы довести наши аргументы до конца, представьте на мгновение нелепую башню, возвышающуюся над Парижем подобно гигантской черной дымовой трубе, сокрушающую своей варварской громадой Нотр-Дам,
Лувр и Триумфальную арку".
Среди подписантов этого исторического документа, к примеру, был известный писатель Ги де Мопассан. Он ненавидел Эйфелеву башню и как-то сказал: "Я покинул Париж и Францию, потому что мне до смерти надоела эта башня. Ее копии выставляются во всех магазинах. Это мучительный кошмар". Другие парижане называли ее уродливой, безвкусной, огромной железной трубой, безобразным уличным фонарем и канделябром с прорехами. Многих приводили в бешенство тень от башни и тот факт, что ее видно из любой точки города. Впрочем, другим она очень нравилась. Особенно посетителям выставки и гостям столицы Франции. Успех среди них у башни был оглушительным: только за первые полгода ее посетили два миллиона человек. За этот же период она почти полностью окупила расходы на строительство.
Сооружение фигурировало в огромном количестве романов и фильмов. К примеру, в романе Джона Дениса "Башня заложников" описана дерзкая схема захвата башни и использования угрозы ее разрушения для вымогательства миллионов у французского правительства. Потом появился одноименный шпионский триллер, в котором сыграл Питер Фонда. В фильме "Вид на убийство" о похождениях британского суперагента
Джеймса Бонда из цикла "агент 007" содержатся сцены в башне, в том числе драка на лестнице, посещение героями ресторана, прыжок с вершины башни.
Первые сорок лет после постройки Эйфелева башня со своими 324 метрами была самой высокой в
Европе и даже во всем мире. Однако в 1930 году ее обогнал нью-йоркский "Крайслер-билдинг". Его архитекторы и проектировщики специально добавили на небоскреб шпиль, чтобы побить уникальный мировой рекорд. Впрочем, уже через пару десятилетий Эйфелева башня вернула пальму первенства из-за новой пятиметровой антенны. В наши дни Эйфелева башня даже не самое высокое сооружение Франции. Ее далеко опередили телевизионные мачты и передатчики. А в других странах, в том числе
Ближнего Востока, в
США и в
Китае есть здания, превышающие парижский шедевр на сотни метров.
Вокруг башни сложилось множество мифов. Один из них связан с тем, что Эйфелеву башню якобы нельзя фотографировать ночью. Некоторые гиды пугают этим туристам. Да и в некоторых путеводителях указана такая информация. Это так и не так. Во французском законе об авторских правах есть некоторые шероховатости. В 1985 году на башне была установлена новая иллюминация. И она подпала под закон, который стал еще строже с 2016 года. Он говорит теперь, что во Франции ряд культурных объектов профессиональные фотографы не могут снимать без разрешения. Но туристы это делают и будут делать.
Высота, уровни. Напомним, высота башни, которую французы называют "железной дамой", 324 метра – это примерно 80-этажный дом. Ее масса 10 тысяч тонн, площадь основы – около 500 квадратных метров. Она имеет 3 уровня – первый, второй и вершину. Подъем на 1-й, а затем 2-й уровни займет примерно по 15 минут пешком. На вершину идет исключительно лифт, а сама поездка длится 3-4 минуты.
Цвет Эйфелевой башни – отдельная интереснейшая история. Башню красят примерно каждые семь лет, чтобы металл не покрывался ржавчиной. На покрытие уходит около 60 тонн краски. В ХХ веке башня несколько раз меняла цвет: в 1907 году стала желто-коричневой, а в 1954-м красно-коричневой, темно-серой в 1968 году. Долгое время власти не могли прийти к общему знаменателю. В какой-то момент появился специально разработанный для нее и официально запатентованный оттенок: "коричневый эйфелевый". Он был близок к естественному оттенку бронзы. Однако все опять меняется. Дело в том, что Эйфелеву башню решили перекрасить в золотой цвет в рамках подготовки к проведению летних Олимпийских игр в Париже в 2024 году. На это затратят 50 млн евро и "традиционные" 60 тонн краски. По замыслу городской мэрии, башня будет сверкать золотом на фоне концертов и спортивных соревнований, которые будут проходить на Сене и прилегающей набережной. Более того, на Елисейских полях наполовину сузят проезжую часть, частично превратив ее в прогулочные зоны, посадят новые деревья из экологических соображений. Об этом цвете мечтал сам Гюстав Эйфель, считают французы.
К Всемирной выставке 1889 года в Париже, которая была приурочена к 100-летию Великой Французской революции, власти города намеревались построить архитектурное сооружение, которое стало бы гордостью и "изюминкой" Франции. Но не только. Одновременно оно должно было принести большой доход, а затем легко демонтироваться за ненадобностью. В стране был объявлен конкурс среди инженерных бюро. Разумеется, поступило предложение поучаствовать в нем и господину Эйфелю, который был к тому времени уже весьма известен. У самого Гюстава на первых порах особых соображений не было. Однако он поднял старые эскизы и нашел проект высотной железной башни, выполненный одним из его сотрудников. Проект был существенно переработан и отправлен на престижный конкурс. Комиссия долго думала, сомневалась, но в результате из 107 проектов самого разного стиля и инженерного оснащения были выбраны четыре финалиста. В их числе был проект Эйфеля.
После внесения в него дополнительных изменений, которые были направлены на повышение архитектурной привлекательности и эстетических свойств, он был признан безусловным победителем. Эта работа была поручена архитектору Стефану Совестру. После внесенных поправок было уменьшено количество этажей с шести до трех, обшиты камнем цокольные опоры башни, изменена ориентация фундамента и под первой платформой появилась красивая арка. При этом верхушке сооружения придали округлую форму.
В январе 1887 года между бюро Эйфеля и муниципалитетом Парижа было заключено соглашение на строительство башни за два года, к открытию Всемирной выставки. При этом самому Эйфелю был предоставлен не только солидный гонорар, но и право аренды башни. Согласно документу, ее демонтаж должен был произойти через 20 лет. Но металлическая конструкция стала так популярна среди многих (но далеко не всех) французов и так знаменита во всем мире, что ее решено было сохранить в веках.
Для строительства требовалось почти 8 миллионов франков, деньги по тем временам очень большие. При этом власть выделила Эйфелю лишь 1,5 миллиона. Оставшуюся сумму инженер согласился внести сам при условии упомянутой аренды. Строили объект триста рабочих. Его собирали, по сути дела, как большой конструктор. Вначале появились опоры, затем их соединяли с помощью платформ. Почему так быстро шло строительство? Все дело в блистательно выполненных чертежах. В них были указаны точнейшие размеры всех металлических деталей. До сих пор инженерное сообщество считает те чертежи эталонными. В любой момент их можно вновь пустить в дело и соорудить аналогичную башню еще быстрее.
На сборку ушло 18 тысяч металлических деталей и 2,5 миллиона заклепок. При этом, невзирая на гигантские размеры, башня выглядит легкой и изящной. Контроль во время строительства был очень строгим. А мастера работали на совесть. Они вырыли громадный котлован, в который установили четыре 10-метровых блока под каждую опору башни. Гидравлический домкрат обеспечил горизонтальный уровень блоков. Элементы конструкции изготавливали на собственном заводе Эйфеля. А затем, в непосредственной близости от места строительства, они собирались в блоки весом три тонны. Следующий этап – сверление отверстий для заклепок и монтаж.
Эйфель воспользовался некоторыми оригинальными строительными приемами, после чего репортеры писали, что ему нужен осмотр врача-психиатра. Например, установил двигающийся вверх по рельсам будущих лифтов кран. Это сделало подъем конструкций на высоту быстрым и исключило возможность ЧП и жертв среди строителей. В марте 1889 года Эйфель позвал чиновников для пробного пешего подъема. Им надо было преодолеть более 1 700 ступеней. Что и было сделано. Гости были впечатлены.
Сегодня на колоссальном стержне башне, на высоте 276 метров, расположена квадратная площадка со сторонами 16,5 метра. Здесь находится маяк, а сверху него купол. А уже над ним, более чем на 300-метровой высоте – полутораметровая площадка. На всех четырех сторонах опор башни выгравированы имена 72 выдающихся французских ученых и инженеров, включая Эйфеля и всех тех, кто принимал участие в проектировании и строительстве "железной дамы".
Нельзя не отметить, что ее эксплуатация принесла господину Эйфелю много денег. Более того, он сумел искусно превратить своих врагов в поклонников. Ошеломительную и крайне эффективную рекламу башне принес концерт приглашенного Эйфелем композитора Шарля Гуно, сыгравшего здесь "Концерт в облаках". Сам создатель башни устроил на ее верхнем ярусе личный кабинет. От демонтажа было решено бесповоротно и окончательно отказаться, когда Эйфелева башня перешла в собственность Парижа. Ей даже придумали практическое применение: активно использовали для телефонной и телеграфной связи, размещения радиостанций. А потом и трансляции телевизионных программ.
– Согласно одной из популярных историй, однажды девушка спрыгнула с Эйфелевой башни по причине несчастной любви. Но упала на машину, выжила и вышла замуж за ее хозяина. Это миф. Но частично. 17-летняя девушка действительно падала, выжила, но в автовладельца не влюблялась. Она приехала в Париж из Нормандии, мечтала о карьере продавщицы духов, но устроилась работать лишь горничной. А незадолго до помолвки ее бросил молодой человек. Кристиан пролетела с башни больше 50 метров и упала на автомобиль
Renault, который ее спас. Результат: перелом ноги. Ей пришлось уехать на малую родину. И никаких отношений с хозяином спасительного авто у нее не было;
– В 1965 году Европейское бюро службы новостей провело расследование и сообщило изумленной публике, что только за 1964 год с Эйфелевой башни спрыгнуло почти 400 человек;
– В 1980 году башня могла переехать в
Канаду. Тогда шло обсуждение переноса французской достопримечательности в
Монреаль. Но проект остался лишь в теории;
– В основу конструкции архитектурного шедевра положены принципы строения человеческого скелета. При расчетах Эйфель и его коллеги ориентировались на труды немецкого палеонтолога Германа фон Майера. Этот ученый подробно описал строение бедренной кости и объяснил, почему она не ломается под весом человека. Эйфелева башня доказала, что этот принцип работает и в строительстве;
– Стать символом Франции и ее столицы башне помог прославленный поэт Гийом Аполлинер. Этот человек недолго работал учителем, затем всецело посвятил себя литературе, поэзии. В 1910-е был активным публицистом и хроникером в "Меркюр де Франс", а также критиком в "Пари-журналь". Редактировал журнал "Суаре де Пари", писал о современной живописи, поддерживал дружеские отношения с художниками
Пабло Пикассо, Андре Дереном, Франсисом Пикабия, Морисом де Вламинком и Анри Руссо. В годы Первой мировой войны Аполлинер создал патриотическую каллиграмму: стихотворение, записанное в виде силуэта башни;
– Башня вдохновляла далеко не только представителей творческих профессий. Авантюрист Виктор Люстиг прославился благодаря своей афере: он продал символ Франции. А все началось с того, что он случайно прочитал в газете – башня неимоверно дорога в содержании. Сохранив статью, жулик встретился с парижскими предпринимателями, представился высокопоставленным чиновником и вынудил одного из них дать взятку за право выкупить достопримечательность. Смекнув, что тот не признается в участии в столь позорной афере, Люстиг попытался провернуть ее повторно, но полиция была предупреждена;
– В научных целях среди прочих башню использовал ученый Теодор Вульф. Исследования, проведенные им в начале ХХ века, позволили изучить космические лучи. Ученому мужу поспособствовала огромная высота башни. Он измерил уровень радиации у ее основания и на самой вершине. Ранее считалось, что ионизация уменьшается по мере отдаления от земной поверхности. Однако оказалось, что разница не очень велика. Это позволило скорректировать работу приборов, изучающих космические просторы.
Посещение Эйфелевой башни многие десятилетия является обязательным пунктом в поездках туристов во Францию и Париж. Увидеть и побывать внутри этого уникального объекта можно в любое время года. Днем Эйфелева башня доступна для подъема наверх, а поздно ночью на нее можно посмотреть только со стороны. Впрочем, это тоже впечатляет и вызывает позитивные эмоции.
Добраться до башни можно самыми разными способами:
– На метро. Ближе всего к ней находится станция Bir-Hakeim ("Бир-Хакейм") по ветке 6. От нее до набережной Бранли, где находится объект, идти около 10 минут. Точный адрес – Марсово поле, 5 авеню Анатоль;
– На автобусе №30 местного перевозчика STIF. Выйти надо на остановке Tour Eiffel ("Эйфелева башня") в паре минут ходьбы от места назначения;
– Электричкой RER по ветке С до станции Champ de Mars Eiffel Tower station ("Марсово поле Эйфелева башня");
– Можно воспользоваться водным трамвайчиком, работающим по правилам городского транспорта. Причал Batobus Tour Eiffel находится в 3-х минутах от конечной точки;
– Кроме того, до достопримечательности можно доехать на такси или велосипеде, а также взять в аренду автомобиль.
Режим работы башни выглядит следующим образом: с июня по сентябрь лифты работают в 09:30-00:45 (последний вход – до 23:30 и до 23:00 на вершину). Часы работы лестниц: 09:30-00:30 (последний вход – до 23:59). Время работы сокращается с сентября по май и во время крупных праздников.
Стоимость посещения дифференцированная. Билеты для взрослых на 2-й уровень на лифте стоят около 17 евро (пешком 10 евро), а на вершину на лифте около 26 евро (пешком и на лифте – 10 евро). Молодежный тариф (12-24 года) в два раза ниже, а пропуска на детей от 4 лет и инвалидов стоят в 2 раза меньше, чем билеты для молодежи. Малыши могут посещать башню бесплатно, для них все равно надо взять бесплатный билет, который доступен на ее официальном сайте. Людям с ограниченными возможностями запрещено подниматься на самый верх. Услуга брони пропусков не предусмотрена. После выбора вида билетов, их надо сразу оплатить. Изменить дату или отменить покупку на сайте не получится.
На Эйфелевой башне есть несколько ресторанов и кафе, где можно отведать блюда на любой вкус и согласно любым финансовым возможностям. От сэндвичей и пиццы до высокой французской кухни. В ресторане 58 Tour Eiffel (названному по высоте расположения) можно позавтракать свежей выпечкой с маслом и джемом, свежевыжатыми соками и кофе за 30 евро. Обед с бокалом вина обойдется в 50 евро. А вот цена ужина увеличится минимум в два раза. Ресторан Le Jules Verne – это респектабельное заведение с изысканной кухней и элегантным интерьером. Его шеф-повар Фредерик Антон удостоился звезды Мишлен. Он сочетает классику французской кухни с новаторством. Впрочем, удовольствие побывать в этом заведении будет стоить несколько сотен евро.
Однако есть место и подемократичнее. Это лаунж Gustave Eiffel. Здесь можно отметить свадьбу или корпоратив, просто перекусить за 20-30 евро. Заведение принимает до 300 человек одновременно. После реставрации в 2013 году огромный зал обзавелся панорамной стеклянной крышей.
Автор Илья Харламов, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.