https://radiosputnik.ru/20220102/1766429851.html
Народный юморист Лейкин
Народный юморист Лейкин - Радио Sputnik, 02.01.2022
Народный юморист Лейкин
Лейкин – народный, природный юморист. И писал он исключительно для народа. Поэтому "прогрессивные" писатели часто подтрунивали над Лейкиным. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
2022-01-02T08:33:00+03:00
2022-01-02T08:33:00+03:00
2022-01-02T18:33:00+03:00
в эфире
подкасты – радио sputnik
российская летопись
общество
антон чехов
иван тургенев
сатира
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e6/01/02/1766436286_0:158:2048:1310_1920x0_80_0_0_8295f30d4cb0a61779fba5f1db739968.jpg.webp
Народный юморист Лейкин
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Лейкин – народный, природный юморист. И писал он исключительно для народа. Поэтому "прогрессивные" писатели часто подтрунивали над Лейкиным. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
В январе 1906 года скончался Николай Александрович Лейкин, талантливый юморист и издатель журнала "Осколки".
Он был выходцем из петербургской купеческой семьи. К счастью, сам купцом не стал: разорился его отец. В противном случае, возможно, мы бы потеряли одного из талантливейших и самобытнейших отечественных писателей-юмористов. В конце XIX века в Петербурге не было популярнее сатирика, чем Лейкин. Он почти безвыездно прожил всю свою жизнь в родном городе. Наблюдал жизнь столичного купечества и низшего чиновничества, лакеев и кухарок, мошенников и нищих. И его постоянными читателями были купцы и приказчики Апраксина двора – большого торгового центра в центре Петербурга, мелкие чиновники, лавочники, ремесленники и прочие грамотные работники.
В общем, можно сказать, Лейкин – народный, природный юморист. И писал он исключительно для народа. Поэтому прогрессивные писатели и те, кто себя почитали чуть ли не пророками и совестью нации – таких во все времена много – часто подтрунивали над Лейкиным и язвительно отзывались о нем и его творчестве. Хотя большинству из них даже и не снилась слава простонародного юмориста. Например, книга Лейкина "Наши за границей" – сатирическое описание путешествия по Европе купеческой пары из Петербурга, до революции 1917 года выдержала 27 переизданий.
А все его творческое наследие составляет несколько тысяч произведений: сорок с лишним томов и сборников.
Свое кредо писателя и редактора Лейкин излагал так: "Глупостями мы будем захватывать читателей, а умными статьями учить их. Ведь с глупостями они и умное прочтут. Да, наконец, бывают и умные глупости".
Ну что ж! Можно сказать, что на этом принципе построена работа и многих современных СМИ.
Но в первую очередь Лейкин известен как человек, который поддержал начинающего Чехова. Именно в журнале Лейкина "Осколки" появились многие рассказы Антоши Чехонте. И первые сборники, принесшие Чехову всероссийскую популярность, в том числе "Сказки Мельпомены", также были опубликованы при участии Лейкина. Причем в ту эпоху популярность Лейкина и Чехова была вполне сопоставима.
Во время похорон Тургенева, когда огромная стотысячная толпа провожала гроб с телом писателя с Варшавского вокзала на Волково кладбище, один лавочник, увидев процессию, с изумлением спросил:
– Кого это хоронят?
– Тургенева.
– А кто такой Тургенев?
– Знаменитый писатель.
– Да... – глубокомысленно заметил лавочник. – А что будет, когда помрет Лейкин!
Писатель и мемуарист Иероним Ясинский вспоминал:
"Однажды в конце семидесятых годов я зашел в магазин готового платья в Гостином дворе. Приказчик стал бросать на прилавок пиджаки, чтобы я выбрал.
– Тут мокро, – сказал я, – вы испачкаете товар.
– Не очень мокро-с, – отвечал приказчик с улыбкой, – сладкий кружочек от стакана чая. Это господин Лейкин изволили пить чай, так мы из уважения к их посещению не стираем. Уже обсохло! – и он провел рукой по кружку.
– Почему же такое уважение к Лейкину? А я, правду сказать, не читал еще этого писателя.
– Как можно, вы извольте прочитать, очень смешно и убедительно пишет, положительно поднял "Петербургскую газету"; без него – какая это была газета? В руки нельзя было брать... господин Лейкин прогрессивный писатель, на каламбурном амплуа собаку съели, первоклассный сатирик, смело можно аттестовать.
– Помилуйте, вроде Щедрина?
– Не слыхали-с; с нас господина Лейкина достаточно. Каждый день читаем только господина Лейкина"...
Кое-что из лейкинских комических словечек прижилось, осталось в русской речи. Такие выражения, как "мое почтение с кисточкой" или "вот тебе и фунт изюма" были введены в употребление именно Лейкиным.
Однако ныне Лейкин забыт. Печальная участь для человека, который почитался учителем Чехова и ряда талантливых литераторов конца XIX – начала XX веков. Антон Павлович скажет тому же Ясинскому: "Я действительно Лейкину кое-чем обязан. Я никак не могу отделаться иногда от его влияния, а "каламбурное амплуа" – прелесть что такое. У каждого из нас есть какое-нибудь "амплуа". Вот и в моем покинутом псевдониме Чехонте, хотя он придуман был независимо от Лейкина, есть какой-то запах Апраксина двора, не правда ли?"
В этом выпуске вы также услышите:
– Запрет Петра I подданным подписываться уменьшительными именами и падать пред царем на колени.
– "Полуденный художник".
audio/mpeg
Народный юморист Лейкин
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Лейкин – народный, природный юморист. И писал он исключительно для народа. Поэтому "прогрессивные" писатели часто подтрунивали над Лейкиным. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
В январе 1906 года скончался Николай Александрович Лейкин, талантливый юморист и издатель журнала "Осколки".
Он был выходцем из петербургской купеческой семьи. К счастью, сам купцом не стал: разорился его отец. В противном случае, возможно, мы бы потеряли одного из талантливейших и самобытнейших отечественных писателей-юмористов. В конце XIX века в Петербурге не было популярнее сатирика, чем Лейкин. Он почти безвыездно прожил всю свою жизнь в родном городе. Наблюдал жизнь столичного купечества и низшего чиновничества, лакеев и кухарок, мошенников и нищих. И его постоянными читателями были купцы и приказчики Апраксина двора – большого торгового центра в центре Петербурга, мелкие чиновники, лавочники, ремесленники и прочие грамотные работники.
В общем, можно сказать, Лейкин – народный, природный юморист. И писал он исключительно для народа. Поэтому прогрессивные писатели и те, кто себя почитали чуть ли не пророками и совестью нации – таких во все времена много – часто подтрунивали над Лейкиным и язвительно отзывались о нем и его творчестве. Хотя большинству из них даже и не снилась слава простонародного юмориста. Например, книга Лейкина "Наши за границей" – сатирическое описание путешествия по Европе купеческой пары из Петербурга, до революции 1917 года выдержала 27 переизданий.
А все его творческое наследие составляет несколько тысяч произведений: сорок с лишним томов и сборников.
Свое кредо писателя и редактора Лейкин излагал так: "Глупостями мы будем захватывать читателей, а умными статьями учить их. Ведь с глупостями они и умное прочтут. Да, наконец, бывают и умные глупости".
Ну что ж! Можно сказать, что на этом принципе построена работа и многих современных СМИ.
Но в первую очередь Лейкин известен как человек, который поддержал начинающего Чехова. Именно в журнале Лейкина "Осколки" появились многие рассказы Антоши Чехонте. И первые сборники, принесшие Чехову всероссийскую популярность, в том числе "Сказки Мельпомены", также были опубликованы при участии Лейкина. Причем в ту эпоху популярность Лейкина и Чехова была вполне сопоставима.
Во время похорон Тургенева, когда огромная стотысячная толпа провожала гроб с телом писателя с Варшавского вокзала на Волково кладбище, один лавочник, увидев процессию, с изумлением спросил:
– Кого это хоронят?
– Тургенева.
– А кто такой Тургенев?
– Знаменитый писатель.
– Да... – глубокомысленно заметил лавочник. – А что будет, когда помрет Лейкин!
Писатель и мемуарист Иероним Ясинский вспоминал:
"Однажды в конце семидесятых годов <XIX> я зашел в магазин готового платья в Гостином дворе. Приказчик стал бросать на прилавок пиджаки, чтобы я выбрал.
– Тут мокро, – сказал я, – вы испачкаете товар.
– Не очень мокро-с, – отвечал приказчик с улыбкой, – сладкий кружочек от стакана чая. Это господин Лейкин изволили пить чай, так мы из уважения к их посещению не стираем. Уже обсохло! – и он провел рукой по кружку.
– Почему же такое уважение к Лейкину? А я, правду сказать, не читал еще этого писателя.
– Как можно, вы извольте прочитать, очень смешно и убедительно пишет, положительно поднял "Петербургскую газету"; без него – какая это была газета? В руки нельзя было брать... господин Лейкин прогрессивный писатель, на каламбурном амплуа собаку съели, первоклассный сатирик, смело можно аттестовать.
– Помилуйте, вроде Щедрина?
– Не слыхали-с; с нас господина Лейкина достаточно. Каждый день читаем только господина Лейкина"...
Кое-что из лейкинских комических словечек прижилось, осталось в русской речи. Такие выражения, как "мое почтение с кисточкой" или "вот тебе и фунт изюма" были введены в употребление именно Лейкиным.
Однако ныне Лейкин забыт. Печальная участь для человека, который почитался учителем Чехова и ряда талантливых литераторов конца XIX – начала XX веков. Антон Павлович скажет тому же Ясинскому: "Я действительно Лейкину кое-чем обязан. Я никак не могу отделаться иногда от его влияния, а "каламбурное амплуа" – прелесть что такое. У каждого из нас есть какое-нибудь "амплуа". Вот и в моем покинутом псевдониме Чехонте, хотя он придуман был независимо от Лейкина, есть какой-то запах Апраксина двора, не правда ли?"
В этом выпуске вы также услышите:
– Запрет Петра I подданным подписываться уменьшительными именами и падать пред царем на колени.
– "Полуденный художник".</XIX>
audio/mpeg
В январе 1906 года скончался Николай Александрович Лейкин, талантливый юморист и издатель журнала "Осколки".Он был выходцем из петербургской купеческой семьи. К счастью, сам купцом не стал: разорился его отец. В противном случае, возможно, мы бы потеряли одного из талантливейших и самобытнейших отечественных писателей-юмористов. В конце XIX века в Петербурге не было популярнее сатирика, чем Лейкин. Он почти безвыездно прожил всю свою жизнь в родном городе. Наблюдал жизнь столичного купечества и низшего чиновничества, лакеев и кухарок, мошенников и нищих. И его постоянными читателями были купцы и приказчики Апраксина двора – большого торгового центра в центре Петербурга, мелкие чиновники, лавочники, ремесленники и прочие грамотные работники.В общем, можно сказать, Лейкин – народный, природный юморист. И писал он исключительно для народа. Поэтому прогрессивные писатели и те, кто себя почитали чуть ли не пророками и совестью нации – таких во все времена много – часто подтрунивали над Лейкиным и язвительно отзывались о нем и его творчестве. Хотя большинству из них даже и не снилась слава простонародного юмориста. Например, книга Лейкина "Наши за границей" – сатирическое описание путешествия по Европе купеческой пары из Петербурга, до революции 1917 года выдержала 27 переизданий.А все его творческое наследие составляет несколько тысяч произведений: сорок с лишним томов и сборников.Свое кредо писателя и редактора Лейкин излагал так: "Глупостями мы будем захватывать читателей, а умными статьями учить их. Ведь с глупостями они и умное прочтут. Да, наконец, бывают и умные глупости".Ну что ж! Можно сказать, что на этом принципе построена работа и многих современных СМИ.Но в первую очередь Лейкин известен как человек, который поддержал начинающего Чехова. Именно в журнале Лейкина "Осколки" появились многие рассказы Антоши Чехонте. И первые сборники, принесшие Чехову всероссийскую популярность, в том числе "Сказки Мельпомены", также были опубликованы при участии Лейкина. Причем в ту эпоху популярность Лейкина и Чехова была вполне сопоставима.Во время похорон Тургенева, когда огромная стотысячная толпа провожала гроб с телом писателя с Варшавского вокзала на Волково кладбище, один лавочник, увидев процессию, с изумлением спросил:–Кого это хоронят?–Тургенева.–А кто такой Тургенев?–Знаменитый писатель.–Да... – глубокомысленно заметил лавочник. – А что будет, когда помрет Лейкин!Писатель и мемуарист Иероним Ясинский вспоминал:"Однажды в конце семидесятых годов 19 столетия я зашел в магазин готового платья в Гостином дворе. Приказчик стал бросать на прилавок пиджаки, чтобы я выбрал.– Тут мокро, – сказал я, – вы испачкаете товар.– Не очень мокро-с, – отвечал приказчик с улыбкой, – сладкий кружочек от стакана чая. Это господин Лейкин изволили пить чай, так мы из уважения к их посещению не стираем. Уже обсохло! – и он провел рукой по кружку.– Почему же такое уважение к Лейкину? А я, правду сказать, не читал еще этого писателя.– Как можно, вы извольте прочитать, очень смешно и убедительно пишет, положительно поднял "Петербургскую газету"; без него – какая это была газета? В руки нельзя было брать... господин Лейкин прогрессивный писатель, на каламбурном амплуа собаку съели, первоклассный сатирик, смело можно аттестовать.– Помилуйте, вроде Щедрина?– Не слыхали-с; с нас господина Лейкина достаточно. Каждый день читаем только господина Лейкина"...Кое-что из лейкинских комических словечек прижилось, осталось в русской речи. Такие выражения, как "мое почтение с кисточкой" или "вот тебе и фунт изюма" были введены в употребление именно Лейкиным.Однако ныне Лейкин забыт. Печальная участь для человека, который почитался учителем Чехова и ряда талантливых литераторов конца 19 – начала 20 веков. Антон Павлович скажет тому же Ясинскому: "Я действительно Лейкину кое-чем обязан. Я никак не могу отделаться иногда от его влияния, а "каламбурное амплуа" – прелесть что такое. У каждого из нас есть какое-нибудь "амплуа". Вот и в моем покинутом псевдониме Чехонте, хотя он придуман был независимо от Лейкина, есть какой-то запах Апраксина двора, не правда ли?"В этом выпуске вы также услышите:– Запрет Петра I подданным подписываться уменьшительными именами и падать пред царем на колени.– "Полуденный художник".Автор Владимир Бычков, радио Sputnik Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_91827754551edd4ddece43540151e58c.jpg.webp
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_91827754551edd4ddece43540151e58c.jpg.webp
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e6/01/02/1766436286_0:0:2048:1536_1920x0_80_0_0_acb2f2977acfdd8bd77d015378686534.jpg.webpРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_91827754551edd4ddece43540151e58c.jpg.webp
в эфире, подкасты – радио sputnik, российская летопись, общество, антон чехов, иван тургенев, сатира
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Российская летопись, Общество, Антон Чехов, Иван Тургенев, сатира
Народный юморист Лейкин
Ведущие
Владимир Бычков
обозреватель радио Sputnik
Лейкин – народный, природный юморист. И писал он исключительно для народа. Поэтому "прогрессивные" писатели часто подтрунивали над Лейкиным. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
В январе 1906 года скончался Николай Александрович Лейкин, талантливый юморист и издатель журнала "Осколки".
Он был выходцем из петербургской купеческой семьи. К счастью, сам купцом не стал: разорился его отец. В противном случае, возможно, мы бы потеряли одного из талантливейших и самобытнейших отечественных писателей-юмористов. В конце XIX века в Петербурге не было популярнее сатирика, чем Лейкин. Он почти безвыездно прожил всю свою жизнь в родном городе. Наблюдал жизнь столичного купечества и низшего чиновничества, лакеев и кухарок, мошенников и нищих. И его постоянными читателями были купцы и приказчики Апраксина двора – большого торгового центра в центре Петербурга, мелкие чиновники, лавочники, ремесленники и прочие грамотные работники.
В общем, можно сказать, Лейкин – народный, природный юморист. И писал он исключительно для народа. Поэтому прогрессивные писатели и те, кто себя почитали чуть ли не пророками и совестью нации – таких во все времена много – часто подтрунивали над Лейкиным и язвительно отзывались о нем и его творчестве. Хотя большинству из них даже и не снилась слава простонародного юмориста. Например, книга Лейкина "Наши за границей" – сатирическое описание путешествия по Европе купеческой пары из Петербурга, до революции 1917 года выдержала 27 переизданий.
А все его творческое наследие составляет несколько тысяч произведений: сорок с лишним томов и сборников.
Свое кредо писателя и редактора Лейкин излагал так: "Глупостями мы будем захватывать читателей, а умными статьями учить их. Ведь с глупостями они и умное прочтут. Да, наконец, бывают и умные глупости".
Ну что ж! Можно сказать, что на этом принципе построена работа и многих современных СМИ.
Но в первую очередь Лейкин известен как человек, который поддержал начинающего Чехова. Именно в журнале Лейкина "Осколки" появились многие рассказы Антоши Чехонте. И первые сборники, принесшие Чехову всероссийскую популярность, в том числе "Сказки Мельпомены", также были опубликованы при участии Лейкина. Причем в ту эпоху популярность Лейкина и Чехова была вполне сопоставима.
Во время похорон Тургенева, когда огромная стотысячная толпа провожала гроб с телом писателя с Варшавского вокзала на Волково кладбище, один лавочник, увидев процессию, с изумлением спросил:
–Да... – глубокомысленно заметил лавочник. – А что будет, когда помрет Лейкин!
Писатель и мемуарист Иероним Ясинский вспоминал:
"Однажды в конце семидесятых годов 19 столетия я зашел в магазин готового платья в Гостином дворе. Приказчик стал бросать на прилавок пиджаки, чтобы я выбрал.
– Тут мокро, – сказал я, – вы испачкаете товар.
– Не очень мокро-с, – отвечал приказчик с улыбкой, – сладкий кружочек от стакана чая. Это господин Лейкин изволили пить чай, так мы из уважения к их посещению не стираем. Уже обсохло! – и он провел рукой по кружку.
– Почему же такое уважение к Лейкину? А я, правду сказать, не читал еще этого писателя.
– Как можно, вы извольте прочитать, очень смешно и убедительно пишет, положительно поднял "Петербургскую газету"; без него – какая это была газета? В руки нельзя было брать... господин Лейкин прогрессивный писатель, на каламбурном амплуа собаку съели, первоклассный сатирик, смело можно аттестовать.
– Помилуйте, вроде Щедрина?
– Не слыхали-с; с нас господина Лейкина достаточно. Каждый день читаем только господина Лейкина"...
Кое-что из лейкинских комических словечек прижилось, осталось в русской речи. Такие выражения, как "мое почтение с кисточкой" или "вот тебе и фунт изюма" были введены в употребление именно Лейкиным.
Однако ныне Лейкин забыт. Печальная участь для человека, который почитался учителем Чехова и ряда талантливых литераторов конца 19 – начала 20 веков. Антон Павлович скажет тому же Ясинскому: "Я действительно Лейкину кое-чем обязан. Я никак не могу отделаться иногда от его влияния, а "каламбурное амплуа" – прелесть что такое. У каждого из нас есть какое-нибудь "амплуа". Вот и в моем покинутом псевдониме Чехонте, хотя он придуман был независимо от Лейкина, есть какой-то запах Апраксина двора, не правда ли?"
В этом выпуске вы также услышите:
– Запрет Петра I подданным подписываться уменьшительными именами и падать пред царем на колени.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.