https://radiosputnik.ru/20210926/1751845864.html
Игральные карты, выпускаемые Императорским Воспитательным домом
Игральные карты, выпускаемые Императорским Воспитательным домом - Радио Sputnik, 26.09.2021
Игральные карты, выпускаемые Императорским Воспитательным домом
До 1917 года Воспитательный дом обладал монополией на производство карт в империи. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
2021-09-26T08:33
2021-09-26T08:33
2021-09-26T09:08
в эфире
подкасты – радио sputnik
российская летопись
санкт-петербург
москва
екатерина ii
карты
россия
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/09/1a/1751847172_0:352:3013:2047_1920x0_80_0_0_292d987c322fccea9e9e57fe0a80521a.jpg
Игральные карты, выпускаемые Императорским Воспитательным домом
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
До 1917 года Воспитательный дом обладал монополией на производство карт в империи. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Первого сентября 1763 года по указу Екатерины II был издан Манифест об "Учреждении Московского Воспитательного дома". "Объявляем всем и каждому. Призрение бедным и попечение о умножении полезных обществу жителей суть две верховные должности и добродетели каждого Боголюбивого владетеля. Мы, питая их всегда в нашем сердце, восхотели конфирмовать ныне представленный Нам генерал-поручиком Бецким проект с планом о построении и учреждении общим подаянием в Москве, как древней столице империи Нашей, Воспитательного дома для приносных детей с особым гошпиталем сирым и неимущим родильницам".
А в 1770 году по образцу Воспитательного дома в Москве Иван Иванович Бецкой основал такой же дом в Санкт-Петербурге. Со времен Александра I эти дома управлялись благотворительным ведомством императрицы Марии Федоровны и финансировались частными пожертвованиями и налогами – четвертью сбора с "публичных позорищ" (зрелищ) и особым налогом на клеймение карт. Все игральные карты, продаваемые в империи, облагались налогом: пять копеек с колоды российского производства и десять – с заграничных. Это приносило немалый доход.
Кроме того, до 1917 года Воспитательный дом обладал монополией на производство карт в империи. Их выпускала только Александровская мануфактура в Петербурге, позднее переименованная в Императорскую карточную фабрику.
Если в начале XVIII века карточные игры были формально запрещены, то во времена матушки Екатерины они стали модным времяпрепровождением дворянского общества. Для азартных игр требовалось порой большое количество колод. Например, при игре в фараон банкомет и каждый из игроков-понтёров должен был иметь отдельную колоду. После сыгранной партии колоды тут же бросались под стол. За один вечер легко выкидывалось по сто и более колод. Эти разбросанные в огромном количестве карты позже собирались слугами и продавались мещанам для гадания, игры в дурака и прочие игры.
А самые известные игральные карты, которые печатаются и по сей день и известны как атласная колода, создал в середине 1860-х годов художник Шарлемань. Адольф Иосифович, внук скульптора-декоратора Жана-Батиста Шарлеманя, переселившегося в Санкт-Петербург при Екатерине II, был хорошо известен как батальный и исторический живописец. Создатель полотен "Петр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией", "Екатерина II в мастерской Фальконе", "Суворов на Сен-Готарде", "Торжественный прием Суворова в Милане", "Последний ночлег Суворова в Швейцарии".
Русские карточные фигуры в исполнении Шарлеманя получились лаконичными, лишенными ненужных деталей, а потому легко запоминающимися. Французские карты, послужившие основой для работы русского художника, были сложными в исполнении, они имели свои имена, которые писались прямо на картах. Например, червовым королем был король Карл Великий, пиковым – царь Давид. Юлию Цезарю и Александру Македонскому были отданы бубновая и трефовая масти. Дамой червей стала библейская Юдифь, а особо знаменитой в России пиковой дамой – греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. И так далее.
Колода Шарлеманя уже позднее стала называться атласной. А при его жизни это понятие относилось не к рисунку, а к технологии изготовления карт. Первоначально атлас – это особый сорт гладкой, блестящей шелковой ткани. Такие же на ощупь были и атласные карты. А в XVIII – первой половине XIX веков бумага для карт была шероховатой, с разводами, плохо проклеена, часто имела разную толщину листа. Карты же, изготовленные из высококачественной атласной бумаги, были идеально гладкими, при тасовании хорошо скользили и не боялись влаги. А бубновый туз неизменно был украшен эмблемой Императорского воспитательного дома.
И еще, следует отметить: человек светский XVIII-XIX столетий должен был обязательно уметь играть в карты. Как писал поэт князь Вяземский, "карточная игра в России есть часто оселок и мерило нравственного достоинства человека. "Он приятный игрок" – такая похвала достаточна, чтобы благоприятно утвердить человека в обществе". А князь Талейран, когда кто-то ему похвастался, что никогда не брал карты в руки, наставительно заметил: "Вы готовите себе печальную старость".
В этом выпуске вы также услышите:
– Барон Гримм – корреспондент Екатерины II.
– Август Шлёцер, один из авторов так называемой "норманской теории".
audio/mpeg
Игральные карты, выпускаемые Императорским Воспитательным домом
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
До 1917 года Воспитательный дом обладал монополией на производство карт в империи. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
Первого сентября 1763 года по указу Екатерины II был издан Манифест об "Учреждении Московского Воспитательного дома". "Объявляем всем и каждому. Призрение бедным и попечение о умножении полезных обществу жителей суть две верховные должности и добродетели каждого Боголюбивого владетеля. Мы, питая их всегда в нашем сердце, восхотели конфирмовать ныне представленный Нам генерал-поручиком Бецким проект с планом о построении и учреждении общим подаянием в Москве, как древней столице империи Нашей, Воспитательного дома для приносных детей с особым гошпиталем сирым и неимущим родильницам".
А в 1770 году по образцу Воспитательного дома в Москве Иван Иванович Бецкой основал такой же дом в Санкт-Петербурге. Со времен Александра I эти дома управлялись благотворительным ведомством императрицы Марии Федоровны и финансировались частными пожертвованиями и налогами – четвертью сбора с "публичных позорищ" (зрелищ) и особым налогом на клеймение карт. Все игральные карты, продаваемые в империи, облагались налогом: пять копеек с колоды российского производства и десять – с заграничных. Это приносило немалый доход.
Кроме того, до 1917 года Воспитательный дом обладал монополией на производство карт в империи. Их выпускала только Александровская мануфактура в Петербурге, позднее переименованная в Императорскую карточную фабрику.
Если в начале XVIII века карточные игры были формально запрещены, то во времена матушки Екатерины они стали модным времяпрепровождением дворянского общества. Для азартных игр требовалось порой большое количество колод. Например, при игре в фараон банкомет и каждый из игроков-понтёров должен был иметь отдельную колоду. После сыгранной партии колоды тут же бросались под стол. За один вечер легко выкидывалось по сто и более колод. Эти разбросанные в огромном количестве карты позже собирались слугами и продавались мещанам для гадания, игры в дурака и прочие игры.
А самые известные игральные карты, которые печатаются и по сей день и известны как атласная колода, создал в середине 1860-х годов художник Шарлемань. Адольф Иосифович, внук скульптора-декоратора Жана-Батиста Шарлеманя, переселившегося в Санкт-Петербург при Екатерине II, был хорошо известен как батальный и исторический живописец. Создатель полотен "Петр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией", "Екатерина II в мастерской Фальконе", "Суворов на Сен-Готарде", "Торжественный прием Суворова в Милане", "Последний ночлег Суворова в Швейцарии".
Русские карточные фигуры в исполнении Шарлеманя получились лаконичными, лишенными ненужных деталей, а потому легко запоминающимися. Французские карты, послужившие основой для работы русского художника, были сложными в исполнении, они имели свои имена, которые писались прямо на картах. Например, червовым королем был король Карл Великий, пиковым – царь Давид. Юлию Цезарю и Александру Македонскому были отданы бубновая и трефовая масти. Дамой червей стала библейская Юдифь, а особо знаменитой в России пиковой дамой – греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. И так далее.
Колода Шарлеманя уже позднее стала называться атласной. А при его жизни это понятие относилось не к рисунку, а к технологии изготовления карт. Первоначально атлас – это особый сорт гладкой, блестящей шелковой ткани. Такие же на ощупь были и атласные карты. А в XVIII – первой половине XIX веков бумага для карт была шероховатой, с разводами, плохо проклеена, часто имела разную толщину листа. Карты же, изготовленные из высококачественной атласной бумаги, были идеально гладкими, при тасовании хорошо скользили и не боялись влаги. А бубновый туз неизменно был украшен эмблемой Императорского воспитательного дома.
И еще, следует отметить: человек светский XVIII-XIX столетий должен был обязательно уметь играть в карты. Как писал поэт князь Вяземский, "карточная игра в России есть часто оселок и мерило нравственного достоинства человека. "Он приятный игрок" – такая похвала достаточна, чтобы благоприятно утвердить человека в обществе". А князь Талейран, когда кто-то ему похвастался, что никогда не брал карты в руки, наставительно заметил: "Вы готовите себе печальную старость".
В этом выпуске вы также услышите:
– Барон Гримм – корреспондент Екатерины II.
– Август Шлёцер, один из авторов так называемой "норманской теории".
audio/mpeg
Первого сентября 1763 года по указу Екатерины II был издан Манифест об "Учреждении Московского Воспитательного дома". "Объявляем всем и каждому. Призрение бедным и попечение о умножении полезных обществу жителей суть две верховные должности и добродетели каждого Боголюбивого владетеля. Мы, питая их всегда в нашем сердце, восхотели конфирмовать ныне представленный Нам генерал-поручиком Бецким проект с планом о построении и учреждении общим подаянием в Москве, как древней столице империи Нашей, Воспитательного дома для приносных детей с особым гошпиталем сирым и неимущим родильницам".А в 1770 году по образцу Воспитательного дома в Москве Иван Иванович Бецкой основал такой же дом в Санкт-Петербурге. Со времен Александра I эти дома управлялись благотворительным ведомством императрицы Марии Федоровны и финансировались частными пожертвованиями и налогами – четвертью сбора с "публичных позорищ" (зрелищ) и особым налогом на клеймение карт. Все игральные карты, продаваемые в империи, облагались налогом: пять копеек с колоды российского производства и десять – с заграничных. Это приносило немалый доход.Кроме того, до 1917 года Воспитательный дом обладал монополией на производство карт в империи. Их выпускала только Александровская мануфактура в Петербурге, позднее переименованная в Императорскую карточную фабрику.Если в начале XVIII века карточные игры были формально запрещены, то во времена матушки Екатерины они стали модным времяпрепровождением дворянского общества. Для азартных игр требовалось порой большое количество колод. Например, при игре в фараон банкомет и каждый из игроков-понтёров должен был иметь отдельную колоду. После сыгранной партии колоды тут же бросались под стол. За один вечер легко выкидывалось по сто и более колод. Эти разбросанные в огромном количестве карты позже собирались слугами и продавались мещанам для гадания, игры в дурака и прочие игры.А самые известные игральные карты, которые печатаются и по сей день и известны как атласная колода, создал в середине 1860-х годов художник Шарлемань. Адольф Иосифович, внук скульптора-декоратора Жана-Батиста Шарлеманя, переселившегося в Санкт-Петербург при Екатерине II, был хорошо известен как батальный и исторический живописец. Создатель полотен "Петр I всенародно объявляет о заключении мира со Швецией", "Екатерина II в мастерской Фальконе", "Суворов на Сен-Готарде", "Торжественный прием Суворова в Милане", "Последний ночлег Суворова в Швейцарии".Русские карточные фигуры в исполнении Шарлеманя получились лаконичными, лишенными ненужных деталей, а потому легко запоминающимися. Французские карты, послужившие основой для работы русского художника, были сложными в исполнении, они имели свои имена, которые писались прямо на картах. Например, червовым королем был король Карл Великий, пиковым – царь Давид. Юлию Цезарю и Александру Македонскому были отданы бубновая и трефовая масти. Дамой червей стала библейская Юдифь, а особо знаменитой в России пиковой дамой – греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. И так далее.Колода Шарлеманя уже позднее стала называться атласной. А при его жизни это понятие относилось не к рисунку, а к технологии изготовления карт. Первоначально атлас – это особый сорт гладкой, блестящей шелковой ткани. Такие же на ощупь были и атласные карты. А в XVIII– первой половине XIX веков бумага для карт была шероховатой, с разводами, плохо проклеена, часто имела разную толщину листа. Карты же, изготовленные из высококачественной атласной бумаги, были идеально гладкими, при тасовании хорошо скользили и не боялись влаги. А бубновый туз неизменно был украшен эмблемой Императорского воспитательного дома.И еще, следует отметить: человек светский XVIII-XIX столетий должен был обязательно уметь играть в карты. Как писал поэт князь Вяземский, "карточная игра в России есть часто оселок и мерило нравственного достоинства человека. "Он приятный игрок" – такая похвала достаточна, чтобы благоприятно утвердить человека в обществе". А князь Талейран, когда кто-то ему похвастался, что никогда не брал карты в руки, наставительно заметил: "Вы готовите себе печальную старость".В этом выпуске вы также услышите:– Барон Гримм – корреспондент Екатерины II.– Август Шлёцер, один из авторов так называемой "норманской теории".Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
санкт-петербург
москва
россия
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e5/09/1a/1751847172_198:0:2927:2047_1920x0_80_0_0_2bac72e71ac7563f7e9cf54c4c0421cf.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
в эфире, подкасты – радио sputnik, российская летопись, санкт-петербург, москва, екатерина ii, карты, россия
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Российская летопись, Санкт-Петербург, Москва, Екатерина II, Карты, Россия
Игральные карты, выпускаемые Императорским Воспитательным домом
Ведущие
Владимир Бычков
обозреватель радио Sputnik
До 1917 года Воспитательный дом обладал монополией на производство карт в империи. Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.