https://radiosputnik.ru/20210215/uchebnik-1596998933.html
"История мидян темна и непонятна". Сверхпопулярный учебник и мемы о нем
"История мидян темна и непонятна". Сверхпопулярный учебник и мемы о нем - Радио Sputnik, 15.02.2021
"История мидян темна и непонятна". Сверхпопулярный учебник и мемы о нем
Радио Sputnik, 15.02.2021
2021-02-15T07:00
2021-02-15T07:00
2021-02-15T07:00
авторы
марина цветаева
https://cdn.radiosputnik.ru/images/149612/60/1496126039_282:0:5624:3005_1920x0_80_0_0_0e6fe0e301fd0ccd002489bfa909dbdb.jpg
"Краткие очерки русской истории" Иловайского для старших классов переиздавались 44 раза. Марина Цветаева писала об этом учебнике: "Все, что он пишет – вижу... Тут живые лица, живые цари и царицы – и не только цари: и монахи, и пройдохи, и разбойники!"В этот день, …лет назадДмитрий Иванович Иловайский скончался 15 февраля 1920 года. Он написал необычайно популярный и известный учебник – "Краткие очерки русской истории" для старших классов. С 1860 до 1917 года книга переиздавалась 44 раза! По подсчетам, учебники принесли Иловайскому более полумиллиона рублей дохода.Недоброжелатели объясняли этот успех тайной поддержкой правительства. Дескать, "реакционный Иловайский" пришелся ко двору министерству народного просвещения. Но это не так. Во-первых, все учебники так или иначе должны были соответствовать рекомендациям министерства. Во-вторых, тогда существовала свободная конкуренция пособий. Каждое учебное заведение само выбирало учебники. Автор пособия публиковал его на свои средства, а доход от продажи поступал в его руки.Нет, учебник Иловайского был популярен потому, что в нем яркость и образность изложения сочетались с высокой информативностью. Увлекательный рассказ, яркие образы и интересные подробности помогали лучше представить эпоху. Марина Цветаева писала об учебнике Иловайского: "Все, что он пишет – вижу ... Тут живые лица, живые цари и царицы – и не только цари: и монахи, и пройдохи, и разбойники!"Но есть и другой отзыв – одного мемуариста начала XX века, который написал: "Историю учили по Иловайскому. Запомнили, что история мидян темна и непонятна и что Катон умер при щебетании птиц. По географии не успели пройти Сибирь, но зато заучивали многие иностранные фабрики. В сельских школах со слезами зубрили о пассатах и муссонах, но географию родины знали слабо"...Об учебнике Иловайского говорили даже со сцены. Замечательный автор юмористических рассказов Иван Федорович Горбунов с неизменным успехом исполнял сценку о гимназии, где учитель истории диктует в классе: "История мидян… история… мидян… точка и подчеркнуть. С новой строки: введение в историю мидян… Точка и подчеркнуть. С красной строки: история мидян… история мидян… темна и непонятна… темна и не-по-нят-на. С красной строки: конец истории мидян. Точка и подчеркнуть"…Главная задача истории, считал Иловайский, – учить жить новые поколения, способствовать развитию народного самосознания, нравственного улучшения людей и общества. Центральное место в истории занимает деятельность царей, государственных, церковных и общественных деятелей. Их усилиями создавалось и поддерживалось Русское государство. Прочность государственного быта определяется, по мнению Иловайского, прежде всего, личными качествами того или иного правителя.Иловайского критиковали. Коллеги-историки – в основном по делу, конкретно. Левые ополчились против монархизма Иловайского и его концепции об исключительной роли личности в истории.А ведь в "Интернационале" поется:Никто не даст нам избавленья – Ни бог, ни царь и ни герой!И что же в итоге? Марксисты начали с полного отрицания роли личности, а кончили обожествлением вождя всех времен и народов в таких масштабах, какие были известны только древним сатрапиям Востока...В библиотеке Сталина был учебник Иловайского с многочисленными пометками вождя всех времен и народов. Например, на последней странице он крупно написал: "Много неверного в этой истории! Дурак Иловайский!" Однако известно, что в частных беседах Сталин отдавал Иловайскому безусловное предпочтение перед Соловьевым и Ключевским.Кстати, после Октябрьской революции Иловайскому припомнили его монархические взгляды и арестовали, несмотря на то, что историку стукнуло уже 86 лет. Правда, вскоре он был отпущен...И самое интересное: в учебнике Иловайского нет фразы "история мидян темна и непонятна". Это просто удачная шутка, пародия. Как, скажем, про Галилея. Ведь слов "и все-таки она вертится!" он никогда не говорил. Эта фраза появилась и стала известна полтора века спустя после смерти ученого.Автор Владимир Бычков, радио SputnikКоротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
https://radiosputnik.ru/20210131/1595332746.html
https://radiosputnik.ru/20210117/1593374343.html
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/149612/60/1496126039_950:0:4957:3005_1920x0_80_0_0_bd3c660ab229cc8e98fb40ff413a3efc.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
марина цветаева
"Краткие очерки русской истории" Иловайского для старших классов переиздавались 44 раза. Марина Цветаева писала об этом учебнике: "Все, что он пишет – вижу... Тут живые лица, живые цари и царицы – и не только цари: и монахи, и пройдохи, и разбойники!" Дмитрий Иванович Иловайский скончался 15 февраля 1920 года. Он написал необычайно популярный и известный учебник – "Краткие очерки русской истории" для старших классов. С 1860 до 1917 года книга переиздавалась 44 раза! По подсчетам, учебники принесли Иловайскому более полумиллиона рублей дохода.
Недоброжелатели объясняли этот успех тайной поддержкой правительства. Дескать, "реакционный Иловайский" пришелся ко двору министерству народного просвещения. Но это не так. Во-первых, все учебники так или иначе должны были соответствовать рекомендациям министерства. Во-вторых, тогда существовала свободная конкуренция пособий. Каждое учебное заведение само выбирало учебники. Автор пособия публиковал его на свои средства, а доход от продажи поступал в его руки.
Нет, учебник Иловайского был популярен потому, что в нем яркость и образность изложения сочетались с высокой информативностью. Увлекательный рассказ, яркие образы и интересные подробности помогали лучше представить эпоху. Марина Цветаева писала об учебнике Иловайского: "Все, что он пишет – вижу ... Тут живые лица, живые цари и царицы – и не только цари: и монахи, и пройдохи, и разбойники!"
Но есть и другой отзыв – одного мемуариста начала XX века, который написал: "Историю учили по Иловайскому. Запомнили, что история мидян темна и непонятна и что Катон умер при щебетании птиц. По географии не успели пройти Сибирь, но зато заучивали многие иностранные фабрики. В сельских школах со слезами зубрили о пассатах и муссонах, но географию родины знали слабо"...
Об учебнике Иловайского говорили даже со сцены. Замечательный автор юмористических рассказов Иван Федорович Горбунов с неизменным успехом исполнял сценку о гимназии, где учитель истории диктует в классе: "История мидян… история… мидян… точка и подчеркнуть. С новой строки: введение в историю мидян… Точка и подчеркнуть. С красной строки: история мидян… история мидян… темна и непонятна… темна и не-по-нят-на. С красной строки: конец истории мидян. Точка и подчеркнуть"…
Главная задача истории, считал Иловайский, – учить жить новые поколения, способствовать развитию народного самосознания, нравственного улучшения людей и общества. Центральное место в истории занимает деятельность царей, государственных, церковных и общественных деятелей. Их усилиями создавалось и поддерживалось Русское государство. Прочность государственного быта определяется, по мнению Иловайского, прежде всего, личными качествами того или иного правителя.
Иловайского критиковали. Коллеги-историки – в основном по делу, конкретно. Левые ополчились против монархизма Иловайского и его концепции об исключительной роли личности в истории.
А ведь в "Интернационале" поется:
Никто не даст нам избавленья –
Ни бог, ни царь и ни герой!
И что же в итоге? Марксисты начали с полного отрицания роли личности, а кончили обожествлением вождя всех времен и народов в таких масштабах, какие были известны только древним сатрапиям Востока...
В библиотеке Сталина был учебник Иловайского с многочисленными пометками вождя всех времен и народов. Например, на последней странице он крупно написал: "Много неверного в этой истории! Дурак Иловайский!" Однако известно, что в частных беседах Сталин отдавал Иловайскому безусловное предпочтение перед Соловьевым и Ключевским.
Кстати, после Октябрьской революции Иловайскому припомнили его монархические взгляды и арестовали, несмотря на то, что историку стукнуло уже 86 лет. Правда, вскоре он был отпущен...
И самое интересное: в учебнике Иловайского нет фразы "история мидян темна и непонятна". Это просто удачная шутка, пародия. Как, скажем, про Галилея. Ведь слов "и все-таки она вертится!" он никогда не говорил. Эта фраза появилась и стала известна полтора века спустя после смерти ученого.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.