https://radiosputnik.ru/20200712/1574228073.html
Как запорожцы писали письмо турецкому султану
Как запорожцы писали письмо турецкому султану - Радио Sputnik, 12.07.2020
Как запорожцы писали письмо турецкому султану
"Запорожцы" – не просто веселая компания, а исторические деятели. Это право насмешки над грозным султаном куплено кровью и бесчисленными героическими смертями и деяниями. Об этом – в очередном выпуске программы радио Sputnik "Российская летопись".
2020-07-12T08:33
2020-07-12T08:33
2020-07-12T09:17
в эфире
подкасты – радио sputnik
российская летопись
богдан хмельницкий
запорожье
владимир бортко
мариинский театр
владимир гиляровский
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/07/0c/1574228295_0:279:2649:1769_1920x0_80_0_0_7f66ce63f2df85707188899dd46d06e9.jpg
Как запорожцы писали письмо турецкому султану
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
"Запорожцы" – не просто веселая компания, а исторические деятели. Это право насмешки над грозным султаном куплено кровью и бесчисленными героическими смертями и деяниями. Об этом – в очередном выпуске программы радио Sputnik "Российская летопись".
Двадцать четвертого июля (по старому стилю) 1844 года родился живописец, академик, профессор Илья Ефимович Репин. Автор всем известных картин: "Не ждали", "Крестный ход в Курской губернии", "Бурлаки на Волге", "Иван Грозный и сын его Иван", "Запорожцы". Другое, более известное название этого полотна – "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
Считается, что письмо было написано кошевым атаманом Иваном Серко с запорожскими казаками в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда IV.
Историки обнаружили в середине XIX столетия в "Хронографе" 1696 года среди антитурецких памфлетов "Список с письма, каков прислан в Чигирин к казакам от турскаго салтана июля в 7 день 1678 году" и "Ответ от казаков из Чигирина салтану". Оригиналы писем не сохранились. И многие исследователи сомневаются, что запорожцы написали ответ.
Впрочем, сначала поговорим об истории письма Мехмеда IV. В 1667 году было заключено Андрусовское соглашение с поляками о тринадцатилетнем перемирии. Оно завершило войну России с Речью Посполитой 1654–1667 годов, которую поляки начали из-за добровольного присоединения запорожцев во главе с Богданом Хмельницким к Москве.
По Андрусовскому соглашению Левобережная Украина воссоединилась с Российским царством, а Правобережная осталась пока за Речью Посполитой. Казачья старшина Правобережной Украины заключила мир с Турцией. Но этого не хотело большинство казаков, и они продолжали совершать набеги на турецкие поселения и караваны. И тогда султан Мехмед IV предъявил запорожцам нечто вроде ультиматума: прекратить нападать на Османскую империю и сдаться. Письмо начиналось следующими словами:
"Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни"...
В общем, получается, если султан – владыка всего мира и брат Солнца, то запорожцам вроде как и деваться некуда, кроме как покориться его воле.
Но запорожцы сочинили дерзкий ответ, в котором отвергли власть султана над собой и отказались ему подчиняться. В послании они не стеснялись в выражениях. Оно начинается так: "Ти, султан, чорт турецький, і проклятого чорта брат і товариш, самого Люцифера секретар! Який ти в чорта лицар"...
Дальше цитировать текст я не рискну. Но можно догадаться и по первым выражениям, что там запорожцы понаписали, и в каких выражениях и словах.
Было ли действительно написано такое письмо? Или это не более чем легенда? На сей счет мнений много. Выскажу лишь предположение, что вряд ли это послание попало в руки султана: подчиненные Мехмеда IV на такое бы не решились, зная крутой нрав своего правителя. Ведь они и сами могли ни за что ни про что угодить под горячую руку султана.
Однако это письмо во всей мощи и красе отражает отчаянную храбрость, грубоватый юмор казаков и их отношение к иноземным правителям.
Теперь о сюжете полотна Репина. В 1878 года Илья Ефимович проводил лето в подмосковной усадьбе Абрамцево, в доме Саввы Ивановича Мамонтова. Радушный и гостеприимный хозяин, меценат и покровитель художников и артистов, превратил бывшую усадьбу писателя Сергея Тимофеевича Аксакова в своеобразный художественный центр. На одном из дружеских собраний в Абрамцеве Репин услышал прочитанное кем-то из гостей письмо запорожцев к турецкому султану. Художнику сюжет понравился, он ухватился за него, и тут же, прямо за обеденным столом, сделал первый карандашный набросок, который во многом определил композицию будущей картины. А уже летом 1880 года Репин ищет натуру для своего произведения. Вместе со своим учеником, 15-летним Валентином Серовым, он объездил днепровские пороги, в места, где некогда была Запорожская Сечь. Написал там множество акварельных этюдов, зарисовывал исторические памятники. Потом Репин ездил на Кубань.
Над "Запорожцами" художник работал в общей сложности тринадцать лет. Работа шла трудно, часто вновились правки в уже написанное. Впервые полотно было выставлено на юбилейной выставке работ Репина в 1891 году, устроенной в Академии художеств по случаю двадцатилетия творческой деятельности художника.
"Запорожцы" были восторженно приняты зрителями и получили высокую оценку критиков. "Всмотритесь попристальнее, – писал рецензент газеты "Новости", – вы начинаете понимать, что перед вами не просто веселая компания, а исторические деятели, не эпизод комедии, а исторический момент. Это право насмешки над грозным и могущественным султаном куплено кровью, куплено бесчисленным количеством героических смертей и деяний. Нужна великая отвага в душе, великое, смелое сердце, чтобы так искренне смеяться в такую минуту".
Особенно Репина хвалили за то, что он сумел передать тончайшие нюансы смеха – от чуть заметной улыбки писаря до раскатистого хохота Тараса Бульбы. Живописец и искусствовед Игорь Грабарь отметил: "Со стороны передачи всех возможных ступеней смеха Репин добился здесь путем длительной, упорной работы и постоянных переписываний и улучшений, таких результатов, что на основании нескольких десятков голов запорожцев можно составить исчерпывающий своеобразный "атлас смеха"".
Теперь о прототипах персонажей картины. Репин сделал массу зарисовок и портретов. Среди изображенных на картине: генерал Михаил Драгомиров; профессор Петербургской консерватории Александр Рубец; художник, участник "Мира искусства" Ян Ционглинский, внучатый племянник композитора Глинки; одесский художник Николай Кузнецов; солист Мариинского театра Федор Стравинский, отец композитора; коллекционер и меценат Василий Тарновский; нумизмат, обер-гофмейстер Георгий Алексеев; историк Дмитрий Яворницкий... Есть также сведения, что Репину позировали для картины писатели Гиляровский и Мамин-Сибиряк, художник Мясоедов.
Репин в письме к Николаю Семеновичу Лескову так описывал "Запорожцев": "Я должен Вам признаться, что я и в "Запорожцах" имел идею… И наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой. Теперь это покажется устарелыми словами, но тогда, в то время, когда целыми тысячами славяне уводились в рабство османами, когда была поругана религия, честь и свобода, это была страшная животрепещущая идея. И вот эта горсть удальцов, конечно даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума усиливается до того, что не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием"...
Картина Репина стала популярной. Об этом говорит хотя бы тот факт, что ее сюжет часто использовали в разных вариантах и целях. Например, у Ильфа и Петрова в романе "Двенадцать стульев" в качестве одного из возможных планов Остапа Бендера упоминается "распространение еще не написанной, но гениально задуманной картины "Большевики пишут письмо Чемберлену", по популярной картине художника Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"".
А нескольким ранее, в 1923 году, в сатирическом журнале "Красный перец" была опубликована карикатура, изображавшая советских лидеров в позах, аналогичных репинским казакам, пишущих письмо британскому министру иностранных дел лорду Керзону.
А в современном фильме Владимира Бортко "Тарас Бульба" картина Репина оживает в буквальном смысле этого слова...
В этом выпуске вы также услышите:
– "Хозяин Москвы" князь Долгоруков.
audio/mpeg
Как запорожцы писали письмо турецкому султану
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
"Запорожцы" – не просто веселая компания, а исторические деятели. Это право насмешки над грозным султаном куплено кровью и бесчисленными героическими смертями и деяниями. Об этом – в очередном выпуске программы радио Sputnik "Российская летопись".
Двадцать четвертого июля (по старому стилю) 1844 года родился живописец, академик, профессор Илья Ефимович Репин. Автор всем известных картин: "Не ждали", "Крестный ход в Курской губернии", "Бурлаки на Волге", "Иван Грозный и сын его Иван", "Запорожцы". Другое, более известное название этого полотна – "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
Считается, что письмо было написано кошевым атаманом Иваном Серко с запорожскими казаками в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда IV.
Историки обнаружили в середине XIX столетия в "Хронографе" 1696 года среди антитурецких памфлетов "Список с письма, каков прислан в Чигирин к казакам от турскаго салтана июля в 7 день 1678 году" и "Ответ от казаков из Чигирина салтану". Оригиналы писем не сохранились. И многие исследователи сомневаются, что запорожцы написали ответ.
Впрочем, сначала поговорим об истории письма Мехмеда IV. В 1667 году было заключено Андрусовское соглашение с поляками о тринадцатилетнем перемирии. Оно завершило войну России с Речью Посполитой 1654–1667 годов, которую поляки начали из-за добровольного присоединения запорожцев во главе с Богданом Хмельницким к Москве.
По Андрусовскому соглашению Левобережная Украина воссоединилась с Российским царством, а Правобережная осталась пока за Речью Посполитой. Казачья старшина Правобережной Украины заключила мир с Турцией. Но этого не хотело большинство казаков, и они продолжали совершать набеги на турецкие поселения и караваны. И тогда султан Мехмед IV предъявил запорожцам нечто вроде ультиматума: прекратить нападать на Османскую империю и сдаться. Письмо начиналось следующими словами:
"Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни"...
В общем, получается, если султан – владыка всего мира и брат Солнца, то запорожцам вроде как и деваться некуда, кроме как покориться его воле.
Но запорожцы сочинили дерзкий ответ, в котором отвергли власть султана над собой и отказались ему подчиняться. В послании они не стеснялись в выражениях. Оно начинается так: "Ти, султан, чорт турецький, і проклятого чорта брат і товариш, самого Люцифера секретар! Який ти в чорта лицар"...
Дальше цитировать текст я не рискну. Но можно догадаться и по первым выражениям, что там запорожцы понаписали, и в каких выражениях и словах.
Было ли действительно написано такое письмо? Или это не более чем легенда? На сей счет мнений много. Выскажу лишь предположение, что вряд ли это послание попало в руки султана: подчиненные Мехмеда IV на такое бы не решились, зная крутой нрав своего правителя. Ведь они и сами могли ни за что ни про что угодить под горячую руку султана.
Однако это письмо во всей мощи и красе отражает отчаянную храбрость, грубоватый юмор казаков и их отношение к иноземным правителям.
Теперь о сюжете полотна Репина. В 1878 года Илья Ефимович проводил лето в подмосковной усадьбе Абрамцево, в доме Саввы Ивановича Мамонтова. Радушный и гостеприимный хозяин, меценат и покровитель художников и артистов, превратил бывшую усадьбу писателя Сергея Тимофеевича Аксакова в своеобразный художественный центр. На одном из дружеских собраний в Абрамцеве Репин услышал прочитанное кем-то из гостей письмо запорожцев к турецкому султану. Художнику сюжет понравился, он ухватился за него, и тут же, прямо за обеденным столом, сделал первый карандашный набросок, который во многом определил композицию будущей картины. А уже летом 1880 года Репин ищет натуру для своего произведения. Вместе со своим учеником, 15-летним Валентином Серовым, он объездил днепровские пороги, в места, где некогда была Запорожская Сечь. Написал там множество акварельных этюдов, зарисовывал исторические памятники. Потом Репин ездил на Кубань.
Над "Запорожцами" художник работал в общей сложности тринадцать лет. Работа шла трудно, часто вновились правки в уже написанное. Впервые полотно было выставлено на юбилейной выставке работ Репина в 1891 году, устроенной в Академии художеств по случаю двадцатилетия творческой деятельности художника.
"Запорожцы" были восторженно приняты зрителями и получили высокую оценку критиков. "Всмотритесь попристальнее, – писал рецензент газеты "Новости", – вы начинаете понимать, что перед вами не просто веселая компания, а исторические деятели, не эпизод комедии, а исторический момент. Это право насмешки над грозным и могущественным султаном куплено кровью, куплено бесчисленным количеством героических смертей и деяний. Нужна великая отвага в душе, великое, смелое сердце, чтобы так искренне смеяться в такую минуту".
Особенно Репина хвалили за то, что он сумел передать тончайшие нюансы смеха – от чуть заметной улыбки писаря до раскатистого хохота Тараса Бульбы. Живописец и искусствовед Игорь Грабарь отметил: "Со стороны передачи всех возможных ступеней смеха Репин добился здесь путем длительной, упорной работы и постоянных переписываний и улучшений, таких результатов, что на основании нескольких десятков голов запорожцев можно составить исчерпывающий своеобразный "атлас смеха"".
Теперь о прототипах персонажей картины. Репин сделал массу зарисовок и портретов. Среди изображенных на картине: генерал Михаил Драгомиров; профессор Петербургской консерватории Александр Рубец; художник, участник "Мира искусства" Ян Ционглинский, внучатый племянник композитора Глинки; одесский художник Николай Кузнецов; солист Мариинского театра Федор Стравинский, отец композитора; коллекционер и меценат Василий Тарновский; нумизмат, обер-гофмейстер Георгий Алексеев; историк Дмитрий Яворницкий... Есть также сведения, что Репину позировали для картины писатели Гиляровский и Мамин-Сибиряк, художник Мясоедов.
Репин в письме к Николаю Семеновичу Лескову так описывал "Запорожцев": "Я должен Вам признаться, что я и в "Запорожцах" имел идею… И наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой. Теперь это покажется устарелыми словами, но тогда, в то время, когда целыми тысячами славяне уводились в рабство османами, когда была поругана религия, честь и свобода, это была страшная животрепещущая идея. И вот эта горсть удальцов, конечно даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума усиливается до того, что не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием"...
Картина Репина стала популярной. Об этом говорит хотя бы тот факт, что ее сюжет часто использовали в разных вариантах и целях. Например, у Ильфа и Петрова в романе "Двенадцать стульев" в качестве одного из возможных планов Остапа Бендера упоминается "распространение еще не написанной, но гениально задуманной картины "Большевики пишут письмо Чемберлену", по популярной картине художника Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"".
А нескольким ранее, в 1923 году, в сатирическом журнале "Красный перец" была опубликована карикатура, изображавшая советских лидеров в позах, аналогичных репинским казакам, пишущих письмо британскому министру иностранных дел лорду Керзону.
А в современном фильме Владимира Бортко "Тарас Бульба" картина Репина оживает в буквальном смысле этого слова...
В этом выпуске вы также услышите:
– "Хозяин Москвы" князь Долгоруков.
audio/mpeg
Двадцать четвертого июля (по старому стилю) 1844 года родился живописец, академик, профессор Илья Ефимович Репин. Автор всем известных картин: "Не ждали", "Крестный ход в Курской губернии", "Бурлаки на Волге", "Иван Грозный и сын его Иван", "Запорожцы". Другое, более известное название этого полотна – "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".Считается, что письмо было написано кошевым атаманом Иваном Серко с запорожскими казаками в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда IV.Историки обнаружили в середине XIX столетия в "Хронографе" 1696 года среди антитурецких памфлетов "Список с письма, каков прислан в Чигирин к казакам от турскаго салтана июля в 7 день 1678 году" и "Ответ от казаков из Чигирина салтану". Оригиналы писем не сохранились. И многие исследователи сомневаются, что запорожцы написали ответ.Впрочем, сначала поговорим об истории письма Мехмеда IV. В 1667 году было заключено Андрусовское соглашение с поляками о тринадцатилетнем перемирии. Оно завершило войну России с Речью Посполитой 1654–1667 годов, которую поляки начали из-за добровольного присоединения запорожцев во главе с Богданом Хмельницким к Москве.По Андрусовскому соглашению Левобережная Украина воссоединилась с Российским царством, а Правобережная осталась пока за Речью Посполитой. Казачья старшина Правобережной Украины заключила мир с Турцией. Но этого не хотело большинство казаков, и они продолжали совершать набеги на турецкие поселения и караваны. И тогда султан Мехмед IV предъявил запорожцам нечто вроде ультиматума: прекратить нападать на Османскую империю и сдаться. Письмо начиналось следующими словами:"Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни"...В общем, получается, если султан – владыка всего мира и брат Солнца, то запорожцам вроде как и деваться некуда, кроме как покориться его воле.Но запорожцы сочинили дерзкий ответ, в котором отвергли власть султана над собой и отказались ему подчиняться. В послании они не стеснялись в выражениях. Оно начинается так: "Ти, султан, чорт турецький, і проклятого чорта брат і товариш, самого Люцифера секретар! Який ти в чорта лицар"... Дальше цитировать текст я не рискну. Но можно догадаться и по первым выражениям, что там запорожцы понаписали, и в каких выражениях и словах.Было ли действительно написано такое письмо? Или это не более чем легенда? На сей счет мнений много. Выскажу лишь предположение, что вряд ли это послание попало в руки султана: подчиненные Мехмеда IV на такое бы не решились, зная крутой нрав своего правителя. Ведь они и сами могли ни за что ни про что угодить под горячую руку султана.Однако это письмо во всей мощи и красе отражает отчаянную храбрость, грубоватый юмор казаков и их отношение к иноземным правителям.Теперь о сюжете полотна Репина. В 1878 года Илья Ефимович проводил лето в подмосковной усадьбе Абрамцево, в доме Саввы Ивановича Мамонтова. Радушный и гостеприимный хозяин, меценат и покровитель художников и артистов, превратил бывшую усадьбу писателя Сергея Тимофеевича Аксакова в своеобразный художественный центр. На одном из дружеских собраний в Абрамцеве Репин услышал прочитанное кем-то из гостей письмо запорожцев к турецкому султану. Художнику сюжет понравился, он ухватился за него, и тут же, прямо за обеденным столом, сделал первый карандашный набросок, который во многом определил композицию будущей картины. А уже летом 1880 года Репин ищет натуру для своего произведения. Вместе со своим учеником, 15-летним Валентином Серовым, он объездил днепровские пороги, в места, где некогда была Запорожская Сечь. Написал там множество акварельных этюдов, зарисовывал исторические памятники. Потом Репин ездил на Кубань.Над "Запорожцами" художник работал в общей сложности тринадцать лет. Работа шла трудно, часто вновились правки в уже написанное.Впервые полотно было выставлено на юбилейной выставке работ Репина в 1891 году, устроенной в Академии художеств по случаю двадцатилетия творческой деятельности художника."Запорожцы" были восторженно приняты зрителями и получили высокую оценку критиков. "Всмотритесь попристальнее, – писал рецензент газеты "Новости", – вы начинаете понимать, что перед вами не просто веселая компания, а исторические деятели, не эпизод комедии, а исторический момент. Это право насмешки над грозным и могущественным султаном куплено кровью, куплено бесчисленным количеством героических смертей и деяний. Нужна великая отвага в душе, великое, смелое сердце, чтобы так искренне смеяться в такую минуту".Особенно Репина хвалили за то, что он сумел передать тончайшие нюансы смеха – от чуть заметной улыбки писаря до раскатистого хохота Тараса Бульбы. Живописец и искусствовед Игорь Грабарь отметил: "Со стороны передачи всех возможных ступеней смеха Репин добился здесь путем длительной, упорной работы и постоянных переписываний и улучшений, таких результатов, что на основании нескольких десятков голов запорожцев можно составить исчерпывающий своеобразный "атлас смеха"".Теперь о прототипах персонажей картины. Репин сделал массу зарисовок и портретов. Среди изображенных на картине: генерал Михаил Драгомиров; профессор Петербургской консерватории Александр Рубец; художник, участник "Мира искусства" Ян Ционглинский, внучатый племянник композитора Глинки; одесский художник Николай Кузнецов; солист Мариинского театра Федор Стравинский, отец композитора; коллекционер и меценат Василий Тарновский; нумизмат, обер-гофмейстер Георгий Алексеев; историк Дмитрий Яворницкий... Есть также сведения, что Репину позировали для картины писатели Гиляровский и Мамин-Сибиряк, художник Мясоедов.Репин в письме к Николаю Семеновичу Лескову так описывал "Запорожцев": "Я должен Вам признаться, что я и в "Запорожцах" имел идею… И наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой. Теперь это покажется устарелыми словами, но тогда, в то время, когда целыми тысячами славяне уводились в рабство османами, когда была поругана религия, честь и свобода, это была страшная животрепещущая идея. И вот эта горсть удальцов, конечно даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума усиливается до того, что не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием"...Картина Репина стала популярной. Об этом говорит хотя бы тот факт, что ее сюжет часто использовали в разных вариантах и целях. Например, у Ильфа и Петрова в романе "Двенадцать стульев" в качестве одного из возможных планов Остапа Бендера упоминается "распространение еще не написанной, но гениально задуманной картины "Большевики пишут письмо Чемберлену", по популярной картине художника Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"".А нескольким ранее, в 1923 году, в сатирическом журнале "Красный перец" была опубликована карикатура, изображавшая советских лидеров в позах, аналогичных репинским казакам, пишущих письмо британскому министру иностранных дел лорду Керзону.А в современном фильме Владимира Бортко "Тарас Бульба" картина Репина оживает в буквальном смысле этого слова...В этом выпуске вы также услышите:– "Хозяин Москвы" князь Долгоруков. Автор Владимир Бычков, радио Sputnik Что будет с валютой? Как заработать много денег? Все об экономике понятным языком – в нашем Телеграм-канале. А в Яндекс.Дзен – самые интересные истории со всего света.
https://radiosputnik.ru/20200707/1573968762.html
запорожье
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/07/0c/1574228295_0:31:2649:2018_1920x0_80_0_0_fcd2bf6ca4c90ef046226fee7d82639d.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
в эфире, подкасты – радио sputnik, российская летопись, богдан хмельницкий, запорожье, владимир бортко, мариинский театр, владимир гиляровский, николай кузнецов
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Российская летопись, Богдан Хмельницкий, Запорожье, Владимир Бортко, Мариинский театр, Владимир Гиляровский, Николай Кузнецов
Двадцать четвертого июля (по старому стилю) 1844 года родился живописец, академик, профессор
Илья Ефимович Репин. Автор всем известных картин: "Не ждали", "Крестный ход в Курской губернии", "Бурлаки на Волге", "Иван Грозный и сын его Иван", "Запорожцы". Другое, более известное название этого полотна – "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
Считается, что письмо было написано кошевым атаманом Иваном Серко с запорожскими казаками в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда IV.
Историки обнаружили в середине XIX столетия в "Хронографе" 1696 года среди антитурецких памфлетов "Список с письма, каков прислан в Чигирин к казакам от турскаго салтана июля в 7 день 1678 году" и "Ответ от казаков из Чигирина салтану". Оригиналы писем не сохранились. И многие исследователи сомневаются, что запорожцы написали ответ.
Впрочем, сначала поговорим об истории письма Мехмеда IV. В 1667 году было заключено Андрусовское соглашение с поляками о тринадцатилетнем перемирии. Оно завершило войну России с Речью Посполитой 1654–1667 годов, которую поляки начали из-за добровольного присоединения запорожцев во главе с
Богданом Хмельницким к
Москве.
По Андрусовскому соглашению Левобережная Украина воссоединилась с Российским царством, а Правобережная осталась пока за Речью Посполитой. Казачья старшина Правобережной Украины заключила мир с
Турцией. Но этого не хотело большинство казаков, и они продолжали совершать набеги на турецкие поселения и караваны. И тогда султан Мехмед IV предъявил запорожцам нечто вроде ультиматума: прекратить нападать на Османскую империю и сдаться. Письмо начиналось следующими словами:
"Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни"...
В общем, получается, если султан – владыка всего мира и брат Солнца, то запорожцам вроде как и деваться некуда, кроме как покориться его воле.
Но запорожцы сочинили дерзкий ответ, в котором отвергли власть султана над собой и отказались ему подчиняться. В послании они не стеснялись в выражениях. Оно начинается так: "Ти, султан, чорт турецький, і проклятого чорта брат і товариш, самого Люцифера секретар! Який ти в чорта лицар"...
Дальше цитировать текст я не рискну. Но можно догадаться и по первым выражениям, что там запорожцы понаписали, и в каких выражениях и словах.
Было ли действительно написано такое письмо? Или это не более чем легенда? На сей счет мнений много. Выскажу лишь предположение, что вряд ли это послание попало в руки султана: подчиненные Мехмеда IV на такое бы не решились, зная крутой нрав своего правителя. Ведь они и сами могли ни за что ни про что угодить под горячую руку султана.
Однако это письмо во всей мощи и красе отражает отчаянную храбрость, грубоватый юмор казаков и их отношение к иноземным правителям.
Теперь о сюжете полотна Репина. В 1878 года Илья Ефимович проводил лето в подмосковной усадьбе Абрамцево, в доме Саввы Ивановича Мамонтова. Радушный и гостеприимный хозяин, меценат и покровитель художников и артистов, превратил бывшую усадьбу писателя
Сергея Тимофеевича Аксакова в своеобразный художественный центр. На одном из дружеских собраний в Абрамцеве Репин услышал прочитанное кем-то из гостей письмо запорожцев к турецкому султану. Художнику сюжет понравился, он ухватился за него, и тут же, прямо за обеденным столом, сделал первый карандашный набросок, который во многом определил композицию будущей картины. А уже летом 1880 года Репин ищет натуру для своего произведения. Вместе со своим учеником, 15-летним
Валентином Серовым, он объездил днепровские пороги, в места, где некогда была Запорожская Сечь. Написал там множество акварельных этюдов, зарисовывал исторические памятники. Потом Репин ездил на Кубань.
Над "Запорожцами" художник работал в общей сложности тринадцать лет. Работа шла трудно, часто вновились правки в уже написанное.
Впервые полотно было выставлено на юбилейной выставке работ Репина в 1891 году, устроенной в Академии художеств по случаю двадцатилетия творческой деятельности художника.
"Запорожцы" были восторженно приняты зрителями и получили высокую оценку критиков. "Всмотритесь попристальнее, – писал рецензент газеты "Новости", – вы начинаете понимать, что перед вами не просто веселая компания, а исторические деятели, не эпизод комедии, а исторический момент. Это право насмешки над грозным и могущественным султаном куплено кровью, куплено бесчисленным количеством героических смертей и деяний. Нужна великая отвага в душе, великое, смелое сердце, чтобы так искренне смеяться в такую минуту".
Особенно Репина хвалили за то, что он сумел передать тончайшие нюансы смеха – от чуть заметной улыбки писаря до раскатистого хохота Тараса Бульбы. Живописец и искусствовед Игорь Грабарь отметил: "Со стороны передачи всех возможных ступеней смеха Репин добился здесь путем длительной, упорной работы и постоянных переписываний и улучшений, таких результатов, что на основании нескольких десятков голов запорожцев можно составить исчерпывающий своеобразный "атлас смеха"".
Теперь о прототипах персонажей картины. Репин сделал массу зарисовок и портретов. Среди изображенных на картине: генерал Михаил Драгомиров; профессор Петербургской консерватории Александр Рубец; художник, участник "
Мира искусства" Ян Ционглинский, внучатый племянник композитора Глинки; одесский художник
Николай Кузнецов; солист
Мариинского театра Федор Стравинский, отец композитора; коллекционер и меценат Василий Тарновский; нумизмат, обер-гофмейстер Георгий Алексеев; историк Дмитрий Яворницкий... Есть также сведения, что Репину позировали для картины писатели
Гиляровский и Мамин-Сибиряк, художник Мясоедов.
Репин в письме к
Николаю Семеновичу Лескову так описывал "Запорожцев": "Я должен Вам признаться, что я и в "Запорожцах" имел идею… И наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой. Теперь это покажется устарелыми словами, но тогда, в то время, когда целыми тысячами славяне уводились в рабство османами, когда была поругана религия, честь и свобода, это была страшная животрепещущая идея. И вот эта горсть удальцов, конечно даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума усиливается до того, что не только защищает
Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием"...
Картина Репина стала популярной. Об этом говорит хотя бы тот факт, что ее сюжет часто использовали в разных вариантах и целях. Например, у Ильфа и
Петрова в романе "Двенадцать стульев" в качестве одного из возможных планов
Остапа Бендера упоминается "распространение еще не написанной, но гениально задуманной картины "Большевики пишут письмо Чемберлену", по популярной картине художника Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"".
А нескольким ранее, в 1923 году, в сатирическом журнале "Красный перец" была опубликована карикатура, изображавшая советских лидеров в позах, аналогичных репинским казакам, пишущих письмо британскому министру иностранных дел лорду Керзону.
А в современном фильме
Владимира Бортко "Тарас Бульба" картина Репина оживает в буквальном смысле этого слова...
В этом выпуске вы также услышите:
– "Хозяин Москвы" князь Долгоруков.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Что будет с валютой? Как заработать много денег? Все об экономике понятным языком – в нашем Телеграм-канале. А в Яндекс.Дзен – самые интересные истории со всего света.