https://radiosputnik.ru/20200607/1572580359.html
Печальная история "Тройки" Перова и "Охотники на привале"
Печальная история "Тройки" Перова и "Охотники на привале" - Радио Sputnik, 07.06.2020
Печальная история "Тройки" Перова и "Охотники на привале"
Критики говорили, что Перов в своей "Тройке" создал поэзию в красках, соединив в детских образах первозданную красоту, страдание и изможденность непосильным трудом. Об этом – в очередном выпуске программы радио Sputnik "Российская летопись".
2020-06-07T08:33
2020-06-07T08:33
2020-06-07T08:55
в эфире
подкасты – радио sputnik
российская летопись
санкт-петербург
павел третьяков
москва
василий перов
федор достоевский
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/06/07/1572580707_0:235:2807:1814_1920x0_80_0_0_c07c1147b7f74ec37a3823f5ef1484f7.jpg
Печальная история "Тройки" Перова и "Охотники на привале"
audio/mpeg
Печальная история "Тройки" Перова и "Охотники на привале"
Печальная история "Тройки" Перова и "Охотники на привале"
audio/mpeg
Десятого июня 1882 года скончался художник Василий Григорьевич Перов. Он был незаконнорожденным сыном Тобольского губернского прокурора барона Григория Карловича фон Крюденера. А фамилия "Перов" возникла из прозвища, которое мальчику дал его учитель-дьячок за умелое владение пером.Поначалу известность Перова как художника была скандальной. На академической выставке в Петербурге он выставил картины "Сельский крестный ход на Пасхе" и "Чаепитие в Мытищах". Власти были возмущены тем, как Перов изобразил подвыпивших священнослужителей. Картину "Сельский крестный ход на Пасхе" сняли с экспозиции. А у коллекционера Павла Михайловича Третьякова, успевшего приобрести работу, взяли подписку о том, что он не станет публично показывать творение Перова.Позднее философ Константин Николаевич Леонтьев очень верно заметит: "У нас просто боятся касаться тех сторон действительности, которые идеальны, изящны, красивы. Это, говорят, не по-русски, это не русское! Живописцы наши выбирают всегда что-нибудь пьяное, больное, дурнолицое, бедное и грубое из нашей русской жизни. Русский художник боится изобразить красивого священника, почтенного монаха; нет, ему как-то легче, когда он изберет пьяного попа, грубого монаха-изувера. Мальчики и девочки должны быть все курносые, гадкие, золотушные; баба – забитая; чиновник – стрекулист; генерал – болван и т.д. Это, значит, русский тип".Зато на другое обратите внимание: автопортреты и портреты своих собратьев-художников – всегда красивы, вдохновенны, почти что иконописны. А ведь у многих из этих живописцев и носы курносы, и монголоидность ярко выражена, или какая-нибудь чудь и меря...И кто после этого сможет возразить, что эти художники не выполняли социально-политический заказ?Писатель Алан Милн, создатель Винни Пуха, справедливо вопрошал: "Почему реализм – это беднота и трущобы, а не чистая публика, играющая в крикет?"...В 1866 году Перов пишет одну из самых знаменитых своих картин – "Тройка". Критики отмечали, что художник создал поэзию в красках, соединив в детских образах первозданную красоту, страдание и изможденность непосильным трудом. И все это на фоне мрачного и предсумеречного зимнего городского пейзажа. Кстати, дети тянут обледенелую бочку с водой вдоль стен московского Рождественского монастыря. А там как раз местность очень холмистая, заставляющая "тройку" напрягать до предела свои последние отроческие силенки.Перов очень долго искал образы для картины. И вот однажды в уличной толпе он увидел крестьянку с сыном, возвращавшихся с богомолья в Троице-Сергиеву лавру. Художника как громом поразило: этот мальчик и есть главный персонаж его будущей картины! Но мать ребенка долго не соглашалась разрешить сыну позировать Перову. В народе бытовало стойкое поверье, что человек, который будет изображен на картине, обязательно умрет. В живописного двойника, образно говоря, уйдет душа и сила живого человека."Батюшка! – причитала крестьянка. – Сынок – мой единственный кормилец. А ну как после этого на него найдет порча и он умрет?"Но Перов все-таки сумел убедить мать, что ничего страшного с ее мальчиком не случится. А главным, по-видимому, аргументом для крестьянки стали деньги, которые посулил ей художник.Вскоре "Тройка" была выставлена в Третьяковской галерее. Павел Михайлович вообще очень высоко ценил творчество Перова и купил для своего собрания большую часть картин художника."Тройка" пользовалась успехом и у публики, и у специалистов. Критик Владимир Васильевич Стасов писал: "Кто из нас не знает "Тройку" Перова, этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом "промысле"! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах"...А позднее к Перову пришла убитая горем крестьянка. Та самая. И рассказала, что ее сын через два года после того как позировал художнику заболел оспой и умер. Вот так! И как после этого не верить в народные поверья? В конце концов, они ведь не на пустом месте рождаются. Миф – это обломок древней правды...Крестьянка упала на колени перед художником, и взмолилась: "Возьмите все, что у меня есть, но продайте мне ту картину. Пусть хоть так сынок вернется ко мне".Перов пытался ее вразумить, что, дескать, картина давно продана. Но женщина тогда стала просить дать ей адрес нового хозяина "Тройки". Вконец расстроенный художник отвел крестьянку в Третьяковскую галерею.Об этом посещении он позднее напишет своему другу: "Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: "Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!" – и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол.Предупредив человека, чтобы он оставил в покое старушку, я пошел наверх к хозяину и, пробывши там около часу, вернулся вниз посмотреть, что там происходит... Старушка стояла на коленях и молилась на картину. Она молилась горячо и сосредоточенно на изображение ее дорогого и незабвенного сына".После этого Василий Григорьевич написал для крестьянки портрет ее сына. Она повесила его в красном углу своей избы среди икон...Позднее Перов напишет картины "Приезд гувернантки", "Утопленница", "Последний кабак у заставы", "Птицелов", "Охотники на привале".Эти охотники имели вполне себе реальных прототипов. В образе вдохновенного рассказчика художник изобразил Дмитрия Павловича Кувшинникова – известного московского врача и большого любителя ружейной охоты. Прототипом охотника-скептика стал друг и коллега Кувшинникова – Василий Владимирович Бессонов, тоже эскулап, а по совместительству художник-любитель. Перов написал и отдельный портрет Бессонова, который потом экспонировался на Всемирной выставке в Париже вместе с полотном "Охотники на привале".В образе молодого доверчивого охотника изображен 26-летний Николай Михайлович Нагорнов, тоже врач.Федор Михайлович Достоевский в "Дневнике писателя" назвал этот шедевр Перова одним из понятнейших произведений нашего национального жанра: "Картина давно уже всем известна: "Охотники на привале"; один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется… Что за прелесть!"В этом выпуске вы также услышите:– Канцлер граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин.Что будет с валютой? Как заработать много денег? Все об экономике понятным языком – в нашем Телеграм-канале. А в Яндекс-Дзен – самые интересные истории со всего света.
санкт-петербург
москва
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/06/07/1572580707_39:0:2768:2047_1920x0_80_0_0_6d5ed72a19bd4c6a0e98214e98fcae06.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
в эфире, подкасты – радио sputnik, российская летопись, санкт-петербург, павел третьяков, москва, василий перов, федор достоевский
В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Российская летопись, Санкт-Петербург, Павел Третьяков, Москва, Василий Перов, Федор Достоевский
Печальная история "Тройки" Перова и "Охотники на привале"
Ведущие
Владимир Бычков
обозреватель радио Sputnik
Критики говорили, что Перов в своей "Тройке" создал поэзию в красках, соединив в детских образах первозданную красоту, страдание и изможденность непосильным трудом. Об этом – в очередном выпуске программы радио Sputnik "Российская летопись".
Десятого июня 1882 года скончался художник Василий Григорьевич Перов. Он был незаконнорожденным сыном Тобольского губернского прокурора барона Григория Карловича фон Крюденера. А фамилия "Перов" возникла из прозвища, которое мальчику дал его учитель-дьячок за умелое владение пером.
Поначалу известность Перова как художника была скандальной. На академической выставке в
Петербурге он выставил картины "Сельский крестный ход на Пасхе" и "Чаепитие в Мытищах". Власти были возмущены тем, как Перов изобразил подвыпивших священнослужителей. Картину "Сельский крестный ход на Пасхе" сняли с экспозиции. А у коллекционера Павла Михайловича Третьякова, успевшего приобрести работу, взяли подписку о том, что он не станет публично показывать творение Перова.
Позднее философ Константин Николаевич Леонтьев очень верно заметит: "У нас просто боятся касаться тех сторон действительности, которые идеальны, изящны, красивы. Это, говорят, не по-русски, это не русское! Живописцы наши выбирают всегда что-нибудь пьяное, больное, дурнолицое, бедное и грубое из нашей русской жизни. Русский художник боится изобразить красивого священника, почтенного монаха; нет, ему как-то легче, когда он изберет пьяного попа, грубого монаха-изувера. Мальчики и девочки должны быть все курносые, гадкие, золотушные; баба – забитая; чиновник – стрекулист; генерал – болван и т.д. Это, значит, русский тип".
Зато на другое обратите внимание: автопортреты и портреты своих собратьев-художников – всегда красивы, вдохновенны, почти что иконописны. А ведь у многих из этих живописцев и носы курносы, и монголоидность ярко выражена, или какая-нибудь чудь и меря...
И кто после этого сможет возразить, что эти художники не выполняли социально-политический заказ?
Писатель
Алан Милн, создатель Винни Пуха, справедливо вопрошал: "Почему реализм – это беднота и трущобы, а не чистая публика, играющая в крикет?"...
В 1866 году Перов пишет одну из самых знаменитых своих картин – "Тройка". Критики отмечали, что художник создал поэзию в красках, соединив в детских образах первозданную красоту, страдание и изможденность непосильным трудом. И все это на фоне мрачного и предсумеречного зимнего городского пейзажа. Кстати, дети тянут обледенелую бочку с водой вдоль стен московского Рождественского монастыря. А там как раз местность очень холмистая, заставляющая "тройку" напрягать до предела свои последние отроческие силенки.
Перов очень долго искал образы для картины. И вот однажды в уличной толпе он увидел крестьянку с сыном, возвращавшихся с богомолья в Троице-Сергиеву лавру. Художника как громом поразило: этот мальчик и есть главный персонаж его будущей картины! Но мать ребенка долго не соглашалась разрешить сыну позировать Перову. В народе бытовало стойкое поверье, что человек, который будет изображен на картине, обязательно умрет. В живописного двойника, образно говоря, уйдет душа и сила живого человека.
"Батюшка! – причитала крестьянка. – Сынок – мой единственный кормилец. А ну как после этого на него найдет порча и он умрет?"
Но Перов все-таки сумел убедить мать, что ничего страшного с ее мальчиком не случится. А главным, по-видимому, аргументом для крестьянки стали деньги, которые посулил ей художник.
Вскоре "Тройка" была выставлена в Третьяковской галерее.
Павел Михайлович вообще очень высоко ценил творчество Перова и купил для своего собрания большую часть картин художника.
"Тройка" пользовалась успехом и у публики, и у специалистов. Критик Владимир Васильевич Стасов писал: "Кто из нас не знает "Тройку" Перова, этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в
Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом "промысле"! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах"...
А позднее к Перову пришла убитая горем крестьянка. Та самая. И рассказала, что ее сын через два года после того как позировал художнику заболел оспой и умер. Вот так! И как после этого не верить в народные поверья? В конце концов, они ведь не на пустом месте рождаются. Миф – это обломок древней правды...
Крестьянка упала на колени перед художником, и взмолилась: "Возьмите все, что у меня есть, но продайте мне ту картину. Пусть хоть так сынок вернется ко мне".
Перов пытался ее вразумить, что, дескать, картина давно продана. Но женщина тогда стала просить дать ей адрес нового хозяина "Тройки". Вконец расстроенный художник отвел крестьянку в Третьяковскую галерею.
Об этом посещении он позднее напишет своему другу:
"Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: "Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!" – и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол.
Предупредив человека, чтобы он оставил в покое старушку, я пошел наверх к хозяину и, пробывши там около часу, вернулся вниз посмотреть, что там происходит... Старушка стояла на коленях и молилась на картину. Она молилась горячо и сосредоточенно на изображение ее дорогого и незабвенного сына".
После этого Василий Григорьевич написал для крестьянки портрет ее сына. Она повесила его в красном углу своей избы среди икон...
Позднее Перов напишет картины "Приезд гувернантки", "Утопленница", "Последний кабак у заставы", "Птицелов", "Охотники на привале".
Эти охотники имели вполне себе реальных прототипов. В образе вдохновенного рассказчика художник изобразил Дмитрия Павловича Кувшинникова – известного московского врача и большого любителя ружейной охоты. Прототипом охотника-скептика стал друг и коллега Кувшинникова – Василий Владимирович Бессонов, тоже эскулап, а по совместительству художник-любитель. Перов написал и отдельный портрет Бессонова, который потом экспонировался на Всемирной выставке в
Париже вместе с полотном "Охотники на привале".
В образе молодого доверчивого охотника изображен 26-летний Николай Михайлович Нагорнов, тоже врач.
Федор Михайлович Достоевский в "Дневнике писателя" назвал этот шедевр Перова одним из понятнейших произведений нашего национального жанра: "Картина давно уже всем известна: "Охотники на привале"; один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется… Что за прелесть!"
В этом выпуске вы также услышите:
– Канцлер граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин.
Что будет с валютой? Как заработать много денег? Все об экономике понятным языком – в нашем Телеграм-канале. А в Яндекс-Дзен – самые интересные истории со всего света.