https://radiosputnik.ru/20200501/1570687342.html
Тайное назначение канала Москва – Волга: секретный план провалился
Тайное назначение канала Москва – Волга: секретный план провалился - Радио Sputnik, 26.05.2021
Тайное назначение канала Москва – Волга: секретный план провалился
Радио Sputnik, 26.05.2021
2020-05-01T03:00
2020-05-01T03:00
2021-05-26T16:44
авторы
общество
москва
иосиф сталин (джугашвили)
нижний новгород
московское центральное кольцо (мцк)
подкасты – радио sputnik
аналитика
https://cdn.radiosputnik.ru/images/152757/74/1527577476_0:145:3000:1833_1920x0_80_0_0_1760284b29fc178661e1a6a806d44695.jpg
Тайное назначение канала Москва – Волга: секретный план провалился
Ревели пароходные гудки – толпы москвичей на Раушской набережной грохотали в ответ: "ура"! Сбылся великий лозунг: "Заставим Волгу течь мимо Кремля". 1 мая 1937 года по каналу Москва – Волга прошли первые пароходы. Москва стала "портом пяти морей".
audio/mpeg
Ревели пароходные гудки – толпы москвичей на Раушской набережной грохотали в ответ: "ура"! Сбылся великий лозунг: "Заставим Волгу течь мимо Кремля". 1 мая 1937 года по каналу Москва – Волга прошли первые пароходы. Москва стала "портом пяти морей".Движение началось в апреле. Из тогдашнего Горького, теперь Нижнего Новгорода, вышла специально построенная флотилия. Флагманский теплоход назывался, разумеется, "Иосиф Сталин". Газеты освещали каждый день его пути: "В 11 часов 30 минут капитан теплохода товарищ Куприянов подает команду: "Левый малый вперед!" Это читали взахлеб.Погаси срок трудомКанал связал Москву-реку и Волгу за 4 года и 8 месяцев. Рекордно короткий срок для гигантской стройки. Его длина 128 км. Ширина по поверхности – 85 м, глубина 5,5 м. Плюс: 11 шлюзов, 10 плотин, 7 электростанций – всего почти 250 гидротехнических сооружений. Вся эта красота возводилась подневольным трудом 200 тысяч строителей. Это были заключенные. Прежде чем они начали копать, по всему маршруту построили лагеря – от Карамышевской набережной в Москве до берега Волги в подмосковной Дубне. Работали в основном за еду. Зарплату если кому и начисляли, то крохотную. Объединение "исправительно-трудовых лагерей" на виду у всех не было засекречено. После окончания строительства значительное число зэков освободили как "погасивших срок ударным трудом". Остальных разбросали по другим лагерям.По холмам на лодкахГлавная причина, по которой строили канал, это острая нехватка воды в столице. В 1930-е Москва-река обмелела так, что в районе кремлевских стен ее можно было переходить вброд. Но "напоить москвичей волжской водой" – еще не все. "Судоходный канал был частью циклопических планов реконструкции Москвы", – говорит историк архитектуры Николай Васильев:"Москва-река делает петли внутри города. Появилась идея спрямить ее каналами. Их планировали прокопать примерно по трассе современного третьего транспортного кольца и МЦК. Знаменитые сталинские дома у метро Кутузовская или на площади Гагарина должны были окнами смотреть на канал. Планировали канал к Яузе и водный прогулочный маршрут к Парку имени Сталина, теперь Измайловский. То есть максимально обводнить Москву и свободно перемещаться по ней благодаря системе каналов".Мало кому известный план остался на бумаге не только потому, что началась война. Москва – город холмов, и копать через них тяжело и дорого. Из-за большого перепада высот нужна была сложная цепочка шлюзов. Как рассказал Николай Васильев, слишком трудозатратный проект требовал серьезной механизации строительной отрасли, а ее не было. Это показала стройка канала Москва – Волга. Инженеры, которые работали там на положении арестованных, лучше других понимали, насколько неэффективна ставка просто на физический труд большого числа людей.Автор Ольга Бугрова, Радио SputnikРадио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.
москва
нижний новгород
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
Ольга Бугрова
https://cdn.radiosputnik.ru/images/148082/96/1480829647_824:0:4104:3280_100x100_80_0_0_447bde49812d8b9587b0515a05203f38.jpg
Ольга Бугрова
https://cdn.radiosputnik.ru/images/148082/96/1480829647_824:0:4104:3280_100x100_80_0_0_447bde49812d8b9587b0515a05203f38.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/152757/74/1527577476_182:0:2818:1977_1920x0_80_0_0_307ba08cad3e54643c6fb742a2f8022f.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Ольга Бугрова
https://cdn.radiosputnik.ru/images/148082/96/1480829647_824:0:4104:3280_100x100_80_0_0_447bde49812d8b9587b0515a05203f38.jpg
общество, москва, иосиф сталин (джугашвили), нижний новгород, московское центральное кольцо (мцк), подкасты – радио sputnik, аналитика
Авторы, Общество, Москва, Иосиф Сталин (Джугашвили), Нижний Новгород, Московское центральное кольцо (МЦК), Подкасты – Радио Sputnik, Аналитика
Ревели пароходные гудки – толпы москвичей на Раушской набережной грохотали в ответ: "ура"! Сбылся великий лозунг: "Заставим Волгу течь мимо Кремля". 1 мая 1937 года по каналу Москва – Волга прошли первые пароходы. Москва стала "портом пяти морей".
Движение началось в апреле. Из тогдашнего Горького, теперь Нижнего Новгорода, вышла специально построенная флотилия. Флагманский теплоход назывался, разумеется, "Иосиф Сталин". Газеты освещали каждый день его пути: "В 11 часов 30 минут капитан теплохода товарищ Куприянов подает команду: "Левый малый вперед!" Это читали взахлеб.
Канал связал Москву-реку и Волгу за 4 года и 8 месяцев. Рекордно короткий срок для гигантской стройки. Его длина 128 км. Ширина по поверхности – 85 м, глубина 5,5 м. Плюс: 11 шлюзов, 10 плотин, 7 электростанций – всего почти 250 гидротехнических сооружений. Вся эта красота возводилась подневольным трудом 200 тысяч строителей. Это были заключенные. Прежде чем они начали копать, по всему маршруту построили лагеря – от Карамышевской набережной в Москве до берега Волги в подмосковной Дубне. Работали в основном за еду. Зарплату если кому и начисляли, то крохотную. Объединение "исправительно-трудовых лагерей" на виду у всех не было засекречено. После окончания строительства значительное число зэков освободили как "погасивших срок ударным трудом". Остальных разбросали по другим лагерям.
Главная причина, по которой строили канал, это острая нехватка воды в столице. В 1930-е Москва-река обмелела так, что в районе кремлевских стен ее можно было переходить вброд. Но "напоить москвичей волжской водой" – еще не все. "Судоходный канал был частью циклопических планов реконструкции Москвы", – говорит историк архитектуры Николай Васильев:
«
"Москва-река делает петли внутри города. Появилась идея спрямить ее каналами. Их планировали прокопать примерно по трассе современного третьего транспортного кольца и МЦК. Знаменитые сталинские дома у метро Кутузовская или на площади Гагарина должны были окнами смотреть на канал. Планировали канал к Яузе и водный прогулочный маршрут к Парку имени Сталина, теперь Измайловский. То есть максимально обводнить Москву и свободно перемещаться по ней благодаря системе каналов".
Мало кому известный план остался на бумаге не только потому, что началась война. Москва – город холмов, и копать через них тяжело и дорого. Из-за большого перепада высот нужна была сложная цепочка шлюзов. Как рассказал Николай Васильев, слишком трудозатратный проект требовал серьезной механизации строительной отрасли, а ее не было. Это показала стройка канала Москва – Волга. Инженеры, которые работали там на положении арестованных, лучше других понимали, насколько неэффективна ставка просто на физический труд большого числа людей.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Радио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.