https://radiosputnik.ru/20200416/1570098887.html
Страусиные Фаберже: яйца украшали с незапамятных времен
Страусиные Фаберже: яйца украшали с незапамятных времен - Радио Sputnik, 16.04.2020
Страусиные Фаберже: яйца украшали с незапамятных времен
Так уж повелось, что некоторые христианские традиции имеют глубокие корни. Более глубокие, чем многие могут себе представить. Это относится и к Пасхе, и к предшествующим ей периодам. Впрочем, иногда бывают и совпадения.
2020-04-16T04:00
2020-04-16T04:00
2020-04-16T04:00
авторы
бристольский университет
сергей ильиных
британский музей
пасха
аналитика - религия и мировоззрение
католическая пасха
https://cdn.radiosputnik.ru/images/144002/62/1440026253_0:203:2336:1517_1920x0_80_0_0_92d0ef1aee558d769d02fda8cae3c508.jpg
Масленица, предваряющая Великий пост и Пасху, один из самых популярных и красочных праздников у православных народов. Она пережила целые эпохи, став причудливым симбиозом древнего славянского язычества и христианства. В результате родилась особая идентичность, демонстрирующая смешение культур и обрядов. В языческие времена Масленица символизировала проводы зимы, возрождение, оживление природы. Но с течением времени "инкорпорировалась" в православие. Стала заключительным этапом в подготовке к Великому посту. Не менее богатая история и у традиции красить на Пасху яйца. Да не просто богатая, а неожиданная. Если, конечно, предположить, что такая связь существует. И все благодаря археологам, которые регулярно преподносят современному человечеству сюрпризы и доказывают, что под Луной нет ничего нового. Ну, или почти ничего.Ученые выяснили, что еще много тысячелетий назад – в бронзовом и железном веках – среди представителей тогдашней средиземноморской знати особо ценным подарком считались декорированные страусиные яйца. Археологи из Бристольского университета со всей скрупулезностью изучили образцы из коллекции Британского музея. Вплоть до их детального химического анализа и электронного сканирования под микроскопом. И выяснили, что производство подобной "эксклюзивной продукции" представляло собой сложный, многоэтапный процесс. Сначала яйца особым способом высушивали, а потом наносили на их поверхность замысловатую резьбу. Разумеется, и хранение яиц было делом весьма технологичным и непростым, если говорить о возможностях человечества пятитысячелетней давности. Мало того, чтобы подарить такое яйцо, его надо было как-то доставить адресату. Организовать логистику, говоря современным языком.Похоже, нашим предкам и это удалось в лучшем виде. Во всяком случае, археологи пришли к выводу, что эти своеобразные предметы искусства были произведены в нескольких регионах, а не только там, где их обнаружили. Различные климатические условия накладывали свои особые отпечатки на "материал", то есть сами яйца. Пока вызывает споры вопрос о том, как именно древние умельцы добывали "сырье" для своих искусных поделок: из гнезд диких птиц или же заранее прирученных и содержавшихся под неусыпным контролем. Охота на яйца страусов, живших на воле, могла окончиться плачевно. Птицы были весьма крупными и агрессивными, способными просто заклевать добытчика. Пока остается туманным и то, при каких обстоятельствах, по каким поводам дарили украшенные страусиные яйца представителям элиты, а также существовал ли рынок их сбыта. Ведь любая, даже дорогая продукция нуждается в надежных способах ее продать.Достоверно неизвестно, могли ли знать христиане о подобной древней практике. Но факт остается фактом: крашеное пасхальное яйцо – ключевой символ их главного праздника. И у католиков, и у православных. Оно, по понятным и объяснимым причинам, олицетворяет собой воскресение, рождение новой жизни. А сама традиция дарить яйца на Пасху ведет начало еще со времен римского императора Тиберия, жившего на заре новой эры. Как гласит предание, уверовавшая в воскрешение Христа Мария Магдалина сообщила Тиберию о божественном чуде и дала ему яичко как символ возрождения. Неверующий правитель воскликнул: это так же невозможно, как если бы яйцо стало красным. И яйцо тут же покраснело. Кстати, западноевропейские католики до сих пор предпочитают простые красные яйца, а вот православные в разных регионах мира их расписывают с помощью многочисленных техник, украшают орнаментами. Основой для художественной росписи, если следовать традициям, должен служить насыщенный терракотовый или желтый цвет. А добиться этого можно, сварив яйца в луковой шелухе. Автор Сергей Ильин, радио SputnikРадио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.
https://radiosputnik.ru/20200413/1569974196.html
https://radiosputnik.ru/20200415/1570076977.html
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/144002/62/1440026253_22:0:2315:1720_1920x0_80_0_0_1887d1b6f0509df8466edf4163301307.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
бристольский университет, сергей ильиных, британский музей, пасха, аналитика - религия и мировоззрение, католическая пасха
Авторы, Бристольский университет, Сергей Ильиных, Британский музей, Пасха, Аналитика - Религия и мировоззрение, Католическая Пасха
Страусиные Фаберже: яйца украшали с незапамятных времен
Так уж повелось, что некоторые христианские традиции имеют глубокие корни. Более глубокие, чем многие могут себе представить. Это относится и к Пасхе, и к предшествующим ей периодам. Впрочем, иногда бывают и совпадения.
Масленица, предваряющая Великий пост и Пасху, один из самых популярных и красочных праздников у православных народов. Она пережила целые эпохи, став причудливым симбиозом древнего славянского язычества и христианства. В результате родилась особая идентичность, демонстрирующая смешение культур и обрядов. В языческие времена Масленица символизировала проводы зимы, возрождение, оживление природы. Но с течением времени "инкорпорировалась" в православие. Стала заключительным этапом в подготовке к Великому посту. Не менее богатая история и у традиции красить на Пасху яйца. Да не просто богатая, а неожиданная. Если, конечно, предположить, что такая связь существует. И все благодаря археологам, которые регулярно преподносят современному человечеству сюрпризы и доказывают, что под Луной нет ничего нового. Ну, или почти ничего.
Ученые выяснили, что еще много тысячелетий назад – в бронзовом и железном веках – среди представителей тогдашней средиземноморской знати особо ценным подарком считались декорированные страусиные яйца. Археологи из Бристольского университета со всей скрупулезностью изучили образцы из коллекции Британского музея. Вплоть до их детального химического анализа и электронного сканирования под микроскопом. И выяснили, что производство подобной "эксклюзивной продукции" представляло собой сложный, многоэтапный процесс. Сначала яйца особым способом высушивали, а потом наносили на их поверхность замысловатую резьбу. Разумеется, и хранение яиц было делом весьма технологичным и непростым, если говорить о возможностях человечества пятитысячелетней давности. Мало того, чтобы подарить такое яйцо, его надо было как-то доставить адресату. Организовать логистику, говоря современным языком.
Похоже, нашим предкам и это удалось в лучшем виде. Во всяком случае, археологи пришли к выводу, что эти своеобразные предметы искусства были произведены в нескольких регионах, а не только там, где их обнаружили. Различные климатические условия накладывали свои особые отпечатки на "материал", то есть сами яйца. Пока вызывает споры вопрос о том, как именно древние умельцы добывали "сырье" для своих искусных поделок: из гнезд диких птиц или же заранее прирученных и содержавшихся под неусыпным контролем.
Охота на яйца страусов, живших на воле, могла окончиться плачевно. Птицы были весьма крупными и агрессивными, способными просто заклевать добытчика. Пока остается туманным и то, при каких обстоятельствах, по каким поводам дарили украшенные страусиные яйца представителям элиты, а также существовал ли рынок их сбыта. Ведь любая, даже дорогая продукция нуждается в надежных способах ее продать.
Достоверно неизвестно, могли ли знать христиане о подобной древней практике. Но факт остается фактом: крашеное пасхальное яйцо – ключевой символ их главного праздника.
И у католиков, и у православных. Оно, по понятным и объяснимым причинам, олицетворяет собой воскресение, рождение новой жизни. А сама традиция дарить яйца на Пасху ведет начало еще со времен римского императора Тиберия, жившего на заре новой эры. Как гласит предание, уверовавшая в воскрешение Христа Мария Магдалина сообщила Тиберию о божественном чуде и дала ему яичко как символ возрождения. Неверующий правитель воскликнул: это так же невозможно, как если бы яйцо стало красным. И яйцо тут же покраснело. Кстати, западноевропейские католики до сих пор предпочитают простые красные яйца, а вот православные в разных регионах мира их расписывают с помощью многочисленных техник, украшают орнаментами. Основой для художественной росписи, если следовать традициям, должен служить насыщенный терракотовый или желтый цвет. А добиться этого можно, сварив яйца в луковой шелухе.
Автор Сергей Ильин, радио Sputnik
Радио Sputnik – самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.