https://radiosputnik.ru/20200401/1569454613.html
Страх гибели? Почему в пандемию раскупают туалетную бумагу
Страх гибели? Почему в пандемию раскупают туалетную бумагу - Радио Sputnik, 26.05.2021
Страх гибели? Почему в пандемию раскупают туалетную бумагу
Пандемия COVID-19 добавила работы не только вирусологам, но и психологам: некоторые аспекты поведения людей в нынешних условиях не поддаются, на первый взгляд, рациональному объяснению. Но психологи свою часть работы выполнили: ответы, похоже, найдены.
2020-04-01T16:54
2020-04-01T16:54
2021-05-26T16:44
авторы
общество
кельн
европа
китай
коронавирус covid-19
коронавирус в россии
аналитика
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/03/0c/1568471822_0:226:3072:1954_1920x0_80_0_0_3aa3b162419660cea3728642c3c88b3a.jpg
Наверное, при других обстоятельствах это было бы смешно. И наверняка когда-нибудь над этим еще вдоволь посмеются: одной из отраслей, не то что не пострадавшей, но даже уверенно приподнявшейся после начала пандемии, оказалась бумажная промышленность. Не любая: бумагой формата А4 в эпоху почти всеобщей "удаленки" склады затоварены. А вот другая — мягкая, двух- и трехслойная, в упаковках по четыре и восемь рулонов — расходится на ура, и в магазины еле успевают подвозить новые партии.Так было (но, кажется, быстро прошло) в России. И в Европе, причем любой — Западной, Восточной, Северной и особенно Южной. Почему в первые дни ажиотажа люди скупали в промышленных масштабах консервы, растительное масло, крупу и макароны — это еще как-то можно понять и объяснить. Но почему туалетная бумага?!Психотерапевт из Кельна Феликс Янсен объясняет это психологической дисфункцией: "Люди испытывают страх и неуверенность. А эти сильные эмоции, в свою очередь, ведут к иррациональной оценке ситуации: "О боже, если ситуация станет еще хуже, то будут перебои с поставками — нужно срочно закупиться туалетной бумагой!"Логика в этом, несомненно, есть. При сильном страхе туалетная бумага — первое средство. Ну и от классической психоаналитики никуда не деться: сначала — забота о пропитании, а сразу за ней — беспокойство об обратном, так сказать, процессе. Дальше уже включается, увы, обычный стадный инстинкт: сосед принес две упаковки по восемь рулонов, а я куплю три.Но ведь должен был присутствовать и какой-то самый первый толчок (в смысле — побудительный мотив). Триггер, как выражаются современные психологи.Психологи — люди очень внимательные. Директор антикризисного психологического центра, гештальт-терапевт, психоаналитик Ирина Смолярчук заметила то, что ускользнуло от внимания большинства."Поскольку очагом распространения пандемии был Китай, люди в шоковом состоянии прильнули к телевизору и наблюдали, что там происходит. Здесь сработал страх опасности, страх гибели и ощущение неизвестности. Когда ситуация начала набирать обороты в Китае, буквально в каждом репортаже китайцы носили в руках туалетную бумагу и листочками бумаги пользовались, чтобы контактировать с местами общего пользования — кнопки лифтов, ручки дверей, машин. Отсюда пошло "ментальное вирусное информационное поле", где люди, не оценив информацию, стали запасаться этой бумагой", — сказала гештальт-терапевт в интервью радио Sputnik."Ментальный вирус", в отличие от реального, оказался не очень стойким: ряды заветных рулонов на полках супермаркетов уже восстанавливаются, хотя и не без труда. Возможно, потому что панике поддались далеко не все.По наблюдениям Ирины Смолярчук, у молодого поколения оказался более крепкий иммунитет перед этим "мозговым вирусом". Причина, по ее мнению, в том, что двадцати-тридцатилетние абсолютно уверены: товары в интернет-магазинах есть всегда, поэтому все можно заказать онлайн — и обязательно все доставят: не сегодня, так завтра. Так на их памяти было всегда."Молодежь живет абсолютно рациональным пониманием того, что происходит, что можно нажать кнопку в интернете и заказать еду у курьера с доставкой. Молодежь лучше ориентируется в пространстве и новых современных технологиях", — говорит гештальт-терапевт."Ментальное вирусное информационное поле", настоятельно побуждавшее немедленно купить как можно больше гречки и туалетной бумаги, мы, похоже, уже миновали.Осталось победить вирус реальный — но и это наверняка не за горами....И все таки, сказал бы в этот момент некий Дональд Фредович, и здесь тоже все началось с Китая. Не в смысле вируса — в смысле бумаги. Они же ее изобрели.Может быть, ответим мы, Китаем все и закончится. Когда вируса уже не будет, мы чокнемся чашками с хорошим китайским чаем и выпьем его за здоровье — наше и всех остальных. А потом вечером запустим — в официально отведенных местах — фейерверк. Не зря же они его изобрели.Автор — Семен Додатко, радио SputnikРадио Sputnik — самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.
https://radiosputnik.ru/20200326/1569210234.html
https://radiosputnik.ru/20200401/1569429584.html
кельн
европа
китай
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn.radiosputnik.ru/images/07e4/03/0c/1568471822_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_d3a40ce9681feed65a03220cbfd7828d.jpgРадио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, кельн, европа, китай, коронавирус covid-19, коронавирус в россии, аналитика
Авторы, Общество, Кельн, Европа, Китай, Коронавирус COVID-19, Коронавирус в России, Аналитика
Страх гибели? Почему в пандемию раскупают туалетную бумагу
Пандемия COVID-19 добавила работы не только вирусологам, но и психологам: некоторые аспекты поведения людей в нынешних условиях не поддаются, на первый взгляд, рациональному объяснению. Но психологи свою часть работы выполнили: ответы, похоже, найдены.
Наверное, при других обстоятельствах это было бы смешно. И наверняка когда-нибудь над этим еще вдоволь посмеются: одной из отраслей, не то что не пострадавшей, но даже уверенно приподнявшейся после начала пандемии, оказалась бумажная промышленность. Не любая: бумагой формата А4 в эпоху почти всеобщей "удаленки" склады затоварены. А вот другая — мягкая, двух- и трехслойная, в упаковках по четыре и восемь рулонов — расходится на ура, и в магазины еле успевают подвозить новые партии.
Так было (но, кажется, быстро прошло) в России. И в
Европе, причем любой — Западной, Восточной, Северной и особенно Южной. Почему в первые дни ажиотажа люди скупали в промышленных масштабах консервы, растительное масло, крупу и макароны — это еще как-то можно понять и объяснить. Но почему туалетная бумага?!
Психотерапевт из
Кельна Феликс Янсен
объясняет это психологической дисфункцией: "Люди испытывают страх и неуверенность. А эти сильные эмоции, в свою очередь, ведут к иррациональной оценке ситуации: "О боже, если ситуация станет еще хуже, то будут перебои с поставками — нужно срочно закупиться туалетной бумагой!"
Логика в этом, несомненно, есть. При сильном страхе туалетная бумага — первое средство. Ну и от классической психоаналитики никуда не деться: сначала — забота о пропитании, а сразу за ней — беспокойство об обратном, так сказать, процессе. Дальше уже включается, увы, обычный стадный инстинкт: сосед принес две упаковки по восемь рулонов, а я куплю три.
Но ведь должен был присутствовать и какой-то самый первый толчок (в смысле — побудительный мотив). Триггер, как выражаются современные психологи.
Психологи — люди очень внимательные. Директор антикризисного психологического центра, гештальт-терапевт, психоаналитик Ирина Смолярчук заметила то, что ускользнуло от внимания большинства.
"Поскольку очагом распространения пандемии был
Китай, люди в шоковом состоянии прильнули к телевизору и наблюдали, что там происходит. Здесь сработал страх опасности, страх гибели и ощущение неизвестности. Когда ситуация начала набирать обороты в Китае, буквально в каждом репортаже китайцы носили в руках туалетную бумагу и листочками бумаги пользовались, чтобы контактировать с местами общего пользования — кнопки лифтов, ручки дверей, машин. Отсюда пошло "ментальное вирусное информационное поле", где люди, не оценив информацию, стали запасаться этой бумагой", — сказала гештальт-терапевт в интервью радио Sputnik.
"Ментальный вирус", в отличие от реального, оказался не очень стойким: ряды заветных рулонов на полках супермаркетов уже восстанавливаются, хотя и не без труда. Возможно, потому что панике поддались далеко не все.
По наблюдениям Ирины Смолярчук, у молодого поколения оказался более крепкий иммунитет перед этим "мозговым вирусом". Причина, по ее мнению, в том, что двадцати-тридцатилетние абсолютно уверены: товары в интернет-магазинах есть всегда, поэтому все можно заказать онлайн — и обязательно все доставят: не сегодня, так завтра. Так на их памяти было всегда.
"Молодежь живет абсолютно рациональным пониманием того, что происходит, что можно нажать кнопку в интернете и заказать еду у курьера с доставкой. Молодежь лучше ориентируется в пространстве и новых современных технологиях", — говорит гештальт-терапевт.
"Ментальное вирусное информационное поле", настоятельно побуждавшее немедленно купить как можно больше гречки и туалетной бумаги, мы, похоже, уже миновали.
Осталось победить вирус реальный — но и это наверняка не за горами.
...И все таки, сказал бы в этот момент некий Дональд Фредович, и здесь тоже все началось с Китая. Не в смысле вируса — в смысле бумаги. Они же ее изобрели.
Может быть, ответим мы, Китаем все и закончится. Когда вируса уже не будет, мы чокнемся чашками с хорошим китайским чаем и выпьем его за здоровье — наше и всех остальных. А потом вечером запустим — в официально отведенных местах — фейерверк. Не зря же они его изобрели.
Автор — Семен Додатко, радио Sputnik
Радио Sputnik — самая цитируемая радиостанция России. Будьте с нами в Telegram и Яндекс.Дзен.