https://radiosputnik.ru/20191202/1561738740.html
"Российская летопись": Почему Россия – не Европа
"Российская летопись": Почему Россия – не Европа - Радио Sputnik, 03.03.2020
"Российская летопись": Почему Россия – не Европа
Почему отношение и сам дух восприятия Европой России и его народа остается все тем же, что и триста, и пятьсот лет назад? Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
2019-12-02T10:00:00+03:00
2019-12-02T10:00:00+03:00
2020-03-03T17:50:00+03:00
программы - радио sputnik
история
париж
италия
европа
наполеон бонапарт
российская империя
подкасты – радио sputnik
https://cdn.radiosputnik.ru/images/sharing/article/1561738740.jpg?1539230581583247041
"Российская летопись": Почему Россия – не Европа
Почему отношение и сам дух восприятия Европой России и его народа остается все тем же, что и триста, и пятьсот лет назад? Об этом в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор и ведущий Владимир Бычков.
audio/mpeg
Небольшая реплика на извечную тему: Россия и Европа. Не в первый раз говорю: я большой почитатель наследия европейской цивилизации. Но при этом неустанно повторяю: мы – не Европа. И вот почему:1) Несмотря на нашу географическую близость и то, что часть России до Урала географически считается Европой, мы не принадлежим к той Европе, о которой мы говорим. Есть, конечно, оговорки. Самая существенная – мы европейцы по своему образованию и культурному коду. Но это ‒ учение, а по духу мы совершенно другие. Плохо это? Можно всяко толковать. Лично я не считаю, что это плохо. Но в любом случае – это данность, императив, который не меняется долгими и очень долгими временами и столетиями.2) Нынешние киевские власти могут сколько угодно кидаться лозунгами навроде "Украина цэ Европа", но это не так. Потому что "старая" Европа смотрит свысока даже на своих "молодших" собратьев типа Польши. А уж о прочих – балканских и прибалтийских государствах ‒ и говорить нечего. Это "европейское захолустье", попавшее в союз старых государств континента исключительно в силу политической конъюнктуры и американской геополитики. Многие из этих стран ментально тоже весьма отличны от Старого Света (что уж говорить о Малороссии!). Права ли "Старая Европа" в своем нарочитом отстранении от "молодших" собратьев? С точки зрения провозглашенных американцами демократических основ – нет. Но, по сути, глубинной, национальной и родовой, они правы. Они хотят еще ненадолго сохранить то, что они называют и почитают "европейской цивилизацией". И это их право. Демократическое. Это как последняя воля...3) Для Европы Россия всегда была слишком велика. Но суть не в масштабах, а в том, что политика всегда есть политика – дело грязное, закулисное, лживое и неблагодарное. Российский локомотив все равно никогда не мог "чинно и благородно", "по-европейски" вписаться в узкие и хитрые европейские "повороты". Да часто, по правде сказать, и не хотел. Но это – наше право, правда. У Европы своя правда, у России – своя. Поэтому "старые" европейцы всегда считали нас коварными и непредсказуемыми дикарями, варварами. Хотя, не углубляясь, скажу, что у нас аналогичных претензий к ним даже поболее.Приведу лишь два небольших примера, как некий, лично для меня, экстракт и наглядная квинтэссенция. Когда Суворов бил французских республиканских генералов в Италии, вся Европа с удивлением взирала на подвиги горстки русских воинов и рукоплескала. Английская пресса пестрела восторженными статьями и карикатурами на французов и русских. Как доподлинно выглядит Суворов, британские художники не знали – интернета тогда еще не было. Но почти все поголовно изображали нашего гениального полководца в образе низенького мордастого дикаря со зверским выражением лица и раскосыми глазами, нанизывающим на какую-то немыслимую саблю сразу с десяток французов. Хотя, надо заметить, худощавый Суворов, как это многим ни покажется странным, для своего времени имел рост выше среднего.На Наполеона тоже рисовали карикатуры. Он выглядел комично и малопривлекательно, но при этом имел вполне себе европейский вид. Потому что Бонапарт, конечно, enfant terrible. Но все-таки он свой, европейский "сукин сын". А русские – это другое, это – опасные варвары. О них еще битый русскими прусский король Фридрих II писал Вольтеру: "я хотел бы даже не знать, что они населяют наше полушарие"...Второй пример. Франция освобождена от Бонапарта. Французский роялист описывает парад русских войск в Париже в 1814 году: "когда пoдумaешь o трудaх, перенесенных русскими воинами, из кoих мнoгие, прибыв oт грaниц Китaя, в кoрoткoе время прoшли прoстрaнствo oт Мoсквы дo Фрaнции, испoлняешься чувствoм ужaсa к неoбъятнoй Рoссийскoй Империи".Думаете, в этих словах восторг перед победителями? Отнюдь. Главные слова в этих воспоминаниях, причем человека, который должен был бы быть искренне благодарен русской армии, освободившей его страну от корсиканца, – "испoлняешься чувствoм ужaсa". Ужаса! Понимаете?..И, думаете, это началось с России? Отнюдь. Они и православную Византийскую империю считали вражеской и... варварской. (Образно переводя на современные реалии: это как нынешнее распознавание военных самолетов с помощью кода "свой-чужой". Получается, этому "коду" более тысячи лет! А вы говорите – гаджеты!..).И, наконец, главное:4) Люди не меняются. От времен Герострата до президентства Трампа. Это не просто слова – это постулат. Среднестатистическое мнение европейцев о России за последние столетия не изменилось ничуть. И неважно, как они нас называли – "Московией", Российской империей, "Советами", "Russia" – отношение и сам дух восприятия самого большого государства в мире и его народа оставался все тем же, что и триста, и пятьсот лет назад. Мы за эти столетия сильно менялись, но отношение к нам – нет.Ф.М. Достоевский в "Дневнике писателя" замечает: "европейцу, какой бы он ни был национальности, всегда легче выучиться другому европейскому языку и вникнуть в душу всякой другой европейской национальности, чем научиться русскому языку и понять нашу русскую суть. Даже нарочно изучавшие нас европейцы, для каких-нибудь целей (а таковые были), и положившие на это большой труд, несомненно, уезжали от нас, хотя и много изучив, но все-таки до конца не понимая иных фактов и даже, можно сказать, долго еще не будут понимать, в современных и ближайших поколениях по крайней мере. Все это намекает на долгую еще, может быть, и печальную нашу уединенность в европейской семье народов; на долгие еще в будущем ошибки европейцев в суждениях о России; на их видимую наклонность судить нас всегда к худшему и, может быть, объясняет и ту постоянную, всеобщую, основанную на каком-то сильнейшем непосредственном и гадливом ощущении враждебности к нам Европы; отвращение ее от нас как от чего-то противного, отчасти даже некоторый суеверный страх ее перед нами и ‒ вечный, известный, давнишний приговор ее о нас: что мы вовсе не европейцы… Мы, разумеется, обижаемся и изо всех сил таращимся доказать, что мы европейцы"… Но не надо думать, что только европейцы ошибаются насчет нас. У нас тоже много мифов про Европу. О всех говорить не буду, лишь об одном, на мой взгляд, главном: мы чересчур идеализируем в своих представлениях Старый Свет. И тут дело вовсе не в нашей большой фантазии или в том, что Европа на самом-то деле "плоха". Нет! Просто мы воспринимаем Европу, даже путешествуя по ней, образно говоря, с помощью "кривого зеркала" – мерками исчезающих и исчезнувших реалий, скажем, полувековой давности. Это происходит непроизвольно, и это очень, я бы сказал, по-человечески – стараться не замечать проблем, которые не укладываются в созданный нами идеализированный образ (не отсюда ли начинается любовь?). Так легче жить, легче воспринимать жизнь и легче путешествовать в пространстве и во времени. Парадокс? Симулякр? Возможно и так. Нам, например, все представляется, что Париж был, есть и будет таким, как в старых добрых фильмах Габена, Маре, де Фюнеса или Делона, с небольшими поправками на гаджеты. В общем, мы стараемся не замечать меняющуюся на наших глазах Европу (здания остались старые, но в них живут совсем другие, новые люди), а Старый Свет всегда старался не замечать меняющуюся Россию. Если, конечно, такое возможно. А, впрочем, в детстве получалось: закрыл глаза – ты ничего не видишь, и тебе кажется, что и тебя никто не видит. Поэтому все любят вспоминать детство. Именно – "вспоминать детство", а не – "вспоминать о детстве".В этом выпуске вы также услышите:– Философ Николай Онуфриевич Лосский.– Фабрикант Савва Яковлев сын Собакин.Слушайте полную версию программы:Автор Владимир Бычков, радио SputnikПодписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.
париж
италия
европа
российская империя
россия
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Спутник
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Владимир Бычков
https://cdn.radiosputnik.ru/images/147864/47/1478644726_749:0:3743:2994_100x100_80_0_0_905ee0b9ba84015abc1396146c74b9f7.jpg
программы - радио sputnik, история, париж, италия, европа, наполеон бонапарт, российская империя, подкасты – радио sputnik, россия
Программы - Радио Sputnik, история, Париж, Италия, Европа, Наполеон Бонапарт, Российская империя, Подкасты – Радио Sputnik, Россия
Небольшая реплика на извечную тему: Россия и Европа. Не в первый раз говорю: я большой почитатель наследия европейской цивилизации. Но при этом неустанно повторяю: мы – не Европа. И вот почему:
1) Несмотря на нашу географическую близость и то, что часть России до Урала географически считается Европой, мы не принадлежим к той Европе, о которой мы говорим. Есть, конечно, оговорки. Самая существенная – мы европейцы по своему образованию и культурному коду. Но это ‒ учение, а по духу мы совершенно другие. Плохо это? Можно всяко толковать. Лично я не считаю, что это плохо. Но в любом случае – это данность, императив, который не меняется долгими и очень долгими временами и столетиями.
2) Нынешние киевские власти могут сколько угодно кидаться лозунгами навроде "Украина цэ Европа", но это не так. Потому что "старая" Европа смотрит свысока даже на своих "молодших" собратьев типа Польши. А уж о прочих – балканских и прибалтийских государствах ‒ и говорить нечего. Это "европейское захолустье", попавшее в союз старых государств континента исключительно в силу политической конъюнктуры и американской геополитики. Многие из этих стран ментально тоже весьма отличны от Старого Света (что уж говорить о Малороссии!). Права ли "Старая Европа" в своем нарочитом отстранении от "молодших" собратьев? С точки зрения провозглашенных американцами демократических основ – нет. Но, по сути, глубинной, национальной и родовой, они правы. Они хотят еще ненадолго сохранить то, что они называют и почитают "европейской цивилизацией". И это их право. Демократическое. Это как последняя воля...
3) Для Европы Россия всегда была слишком велика. Но суть не в масштабах, а в том, что политика всегда есть политика – дело грязное, закулисное, лживое и неблагодарное. Российский локомотив все равно никогда не мог "чинно и благородно", "по-европейски" вписаться в узкие и хитрые европейские "повороты". Да часто, по правде сказать, и не хотел. Но это – наше право, правда. У Европы своя правда, у России – своя. Поэтому "старые" европейцы всегда считали нас коварными и непредсказуемыми дикарями, варварами. Хотя, не углубляясь, скажу, что у нас аналогичных претензий к ним даже поболее.
Приведу лишь два небольших примера, как некий, лично для меня, экстракт и наглядная квинтэссенция. Когда Суворов бил французских республиканских генералов в Италии, вся Европа с удивлением взирала на подвиги горстки русских воинов и рукоплескала. Английская пресса пестрела восторженными статьями и карикатурами на французов и русских. Как доподлинно выглядит Суворов, британские художники не знали – интернета тогда еще не было. Но почти все поголовно изображали нашего гениального полководца в образе низенького мордастого дикаря со зверским выражением лица и раскосыми глазами, нанизывающим на какую-то немыслимую саблю сразу с десяток французов. Хотя, надо заметить, худощавый Суворов, как это многим ни покажется странным, для своего времени имел рост выше среднего.
На Наполеона тоже рисовали карикатуры. Он выглядел комично и малопривлекательно, но при этом имел вполне себе европейский вид. Потому что Бонапарт, конечно, enfant terrible. Но все-таки он свой, европейский "сукин сын". А русские – это другое, это – опасные варвары. О них еще битый русскими прусский король Фридрих II писал Вольтеру: "я хотел бы даже не знать, что они населяют наше полушарие"...
Второй пример. Франция освобождена от Бонапарта. Французский роялист описывает парад русских войск в Париже в 1814 году: "когда пoдумaешь o трудaх, перенесенных русскими воинами, из кoих мнoгие, прибыв oт грaниц Китaя, в кoрoткoе время прoшли прoстрaнствo oт Мoсквы дo Фрaнции, испoлняешься чувствoм ужaсa к неoбъятнoй Рoссийскoй Империи".
Думаете, в этих словах восторг перед победителями? Отнюдь. Главные слова в этих воспоминаниях, причем человека, который должен был бы быть искренне благодарен русской армии, освободившей его страну от корсиканца, – "испoлняешься чувствoм ужaсa". Ужаса! Понимаете?..
И, думаете, это началось с России? Отнюдь. Они и православную Византийскую империю считали вражеской и... варварской. (Образно переводя на современные реалии: это как нынешнее распознавание военных самолетов с помощью кода "свой-чужой". Получается, этому "коду" более тысячи лет! А вы говорите – гаджеты!..).
4) Люди не меняются. От времен Герострата до президентства Трампа. Это не просто слова – это постулат. Среднестатистическое мнение европейцев о России за последние столетия не изменилось ничуть. И неважно, как они нас называли – "Московией", Российской империей, "Советами", "Russia" – отношение и сам дух восприятия самого большого государства в мире и его народа оставался все тем же, что и триста, и пятьсот лет назад. Мы за эти столетия сильно менялись, но отношение к нам – нет.
Ф.М. Достоевский в "Дневнике писателя" замечает: "европейцу, какой бы он ни был национальности, всегда легче выучиться другому европейскому языку и вникнуть в душу всякой другой европейской национальности, чем научиться русскому языку и понять нашу русскую суть. Даже нарочно изучавшие нас европейцы, для каких-нибудь целей (а таковые были), и положившие на это большой труд, несомненно, уезжали от нас, хотя и много изучив, но все-таки до конца не понимая иных фактов и даже, можно сказать, долго еще не будут понимать, в современных и ближайших поколениях по крайней мере. Все это намекает на долгую еще, может быть, и печальную нашу уединенность в европейской семье народов; на долгие еще в будущем ошибки европейцев в суждениях о России; на их видимую наклонность судить нас всегда к худшему и, может быть, объясняет и ту постоянную, всеобщую, основанную на каком-то сильнейшем непосредственном и гадливом ощущении враждебности к нам Европы; отвращение ее от нас как от чего-то противного, отчасти даже некоторый суеверный страх ее перед нами и ‒ вечный, известный, давнишний приговор ее о нас: что мы вовсе не европейцы… Мы, разумеется, обижаемся и изо всех сил таращимся доказать, что мы европейцы"…
Но не надо думать, что только европейцы ошибаются насчет нас. У нас тоже много мифов про Европу. О всех говорить не буду, лишь об одном, на мой взгляд, главном: мы чересчур идеализируем в своих представлениях Старый Свет. И тут дело вовсе не в нашей большой фантазии или в том, что Европа на самом-то деле "плоха". Нет! Просто мы воспринимаем Европу, даже путешествуя по ней, образно говоря, с помощью "кривого зеркала" – мерками исчезающих и исчезнувших реалий, скажем, полувековой давности. Это происходит непроизвольно, и это очень, я бы сказал, по-человечески – стараться не замечать проблем, которые не укладываются в созданный нами идеализированный образ (не отсюда ли начинается любовь?). Так легче жить, легче воспринимать жизнь и легче путешествовать в пространстве и во времени. Парадокс? Симулякр? Возможно и так. Нам, например, все представляется, что Париж был, есть и будет таким, как в старых добрых фильмах Габена, Маре, де Фюнеса или Делона, с небольшими поправками на гаджеты.
В общем, мы стараемся не замечать меняющуюся на наших глазах Европу (здания остались старые, но в них живут совсем другие, новые люди), а Старый Свет всегда старался не замечать меняющуюся Россию. Если, конечно, такое возможно. А, впрочем, в детстве получалось: закрыл глаза – ты ничего не видишь, и тебе кажется, что и тебя никто не видит. Поэтому все любят вспоминать детство. Именно – "вспоминать детство", а не – "вспоминать о детстве".
В этом выпуске вы также услышите:
– Философ Николай Онуфриевич Лосский.
– Фабрикант Савва Яковлев сын Собакин.
Слушайте полную версию программы:
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу.